Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Что советовали при путешествии в лесные дебри Америки

В 1669 году немецкий врач Джон (Иоганн) Ледерер получил комиссию от губернатора Вирджинии Уильяма Беркли, который был заинтересован в расширении меховой торговли с индейцами, на право исследования Аппалачского горного хребта, чтобы найти проходы вглубь континента. По итогу трех экспедиций (1669-1670 гг.) Ледереру так и не удалось перебраться через Апалачи, но он был первым европейцем, кто достиг вершин Голубых гор, а также единственным из своих конкурентов, кто оставил после себя подробный отчет с выводами и предложениями. Один из разделов отчета назывался...

Инструкции для тех, кто отправляется исследовать Североамериканский континент

В Апалачских горах есть два просвета, открывающих проход в западные части континента. Один, как мне сообщили индейцы, в месте под названием Зинодоа [Шенандоа – здесь и далее прим. Ф.Д.З.], на севере, а другой - в Саре, где я побывал лично. Однако, путь туда лежит через огромный лес, где редко встретишь проторенную дорогу или тропу, и вы должны прокладывать свой курс по компасу, хотя некоторые, за неимением такового, берут направление по северной стороне деревьев, которая отличается от остальных тем, что поросла густым мхом.

При переходе к горам верхом на лошади вы не встретите непреодолимых препятствий, кроме притоков больших рек, которые во многих местах невозможно перейти вброд. Поэтому, если у вас нет средств или сил, чтобы соорудить мост, срубив деревья поперек русла, вам придется потратить много времени на обходной путь.

В таких случаях компания просто необходима, но в других настолько неудобна, что я бы не советовал путешествовать группой больше полдюжины человек или, самое большее, десяти, из которых большая часть должна быть индейцами. Ибо народы, которые вы повстречаете на своем пути, настолько склонны к зависти и злобе по отношению христианам, насколько вежливы и радушны к тем, от кого не ожидают опасности.

Мужчины глубинки. Художник Ричарда Люс
Мужчины глубинки. Художник Ричарда Люс

Когда вы двигаетесь по ровной местности, где нет заметных холмов или водных потоков для ориентировки, вам следует по мере продвижения делать маленьким топориком зарубки на деревьях. Благодаря этому, на обратном пути вы всегда сможете опознать дорогу, по которой раньше шли. Таким образом, вы будете точно знать, в каком месте находитесь, и сможете вернее проложить свой путь домой.

Вместо хлеба я использовал муку из поджаренных зерен маиса, то есть индейской пшеницы. Во время еды я приправлял это блюдо небольшим количеством соли. Этот продукт занимает мало места и более питателен, чем сухари, и не плесневеет при любой погоде. Что касается прочей провизии, то вы можете смело положиться на свое ружье, поскольку в лесах полно ланей, а в саваннах - оленей, кроме того, много превосходной птицы, такой как дикие индейки, голуби, куропатки, фазаны и т. д. Но не забывайте время от времени сушить или коптить мясо в прок, прежде чем вы заберетесь в горы, ведь в них вы ни найдёте никакой дичи, кроме нескольких медведей.

Те, кто по состоянию здоровья не может ночевать на земле, должны быть обеспечены легкими гамаками, которые будучи подвешены на деревьях, более прохладны и приятны, чем любая кровать.

Порядок и дисциплина, которые должны соблюдаться во время такой экспедиции, следующие: индейский разведчик или пара индейцев следуют впереди всей компании на самом большом расстоянии, на котором могут оставаться на виду, как для поиска дичи, так и для своевременного обнаружения засад, если таковые будут устроены врагами. Остальные индейцы пусть держатся справа и слева.

Они должны быть вооружены не только ружьями, но и ножами и топориками, чтобы в случае нужны построить вам шалаш из веток и коры для защиты от непогоды. По ночам необходимо разводить большие костры вокруг места, где вы остановились, как для отпугивания диких зверей, так и для очищения воздуха [от вредных испарений]. Не следует совершать обход стоянки перед наступлением темноты, потому что в это время суток, а также по утрам, индейцы любят приводить в исполнение свои замыслы, а ночью никогда ничего не предпринимают.

Когда в отдаленных краях вы приближаетесь к индейской деревне, вы должны с помощью своих разведчиков узнать, ведут ли они какие-нибудь дела с саскуэханнами [речь идет о начале 1670-х, когда саскуэханны, еще не побежденные ирокезами, занимали лидирующее положение в регионе и часто служили посредниками в меховой торговле].

Если да, то таковых вы должны предупредить о своем приближении выстрелом из ружья, чего среди прочих индейцев следует избегать, потому что, не зная об огнестрельном оружии и о значении салюта, это может испугать и подвигнуть на какое-нибудь вероломное злодейство против вас. Войдя в город, не входите ни в один дом, пока вас не пригласят, и тогда не бойтесь, что вас поведут в дом, как пленников, ведь это священная церемония гостеприимства, которую они соблюдают без различия, друг вы или враг.

Все предложения и приглашения вы должны принимать сначала от старших, и только в последнюю очередь от молодых людей, и не отказываться ни от чего, что бы вам предложили или поставили перед вами. Ибо они очень ревностно относятся к этикету, и чувствуют малейшее пренебрежение или небрежение со стороны незнакомцев, за чем может последовать скорая месть.

Источник - The Discoveries of John Lederer, 1672.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.