Казань за последние 10 лет стала туристической Меккой в России. Настолько успешно стал развиваться туризм, что власти запатентовали за собой бренд "третья столица России". Казань, действительно, заслуживает такой статус, так как город с каждым годом, как хорошее вино, только хорошеет.
Казань за свою 1000 летнюю историю может похвалиться массой интересных мест, но я попробовал отобрать всего семь, которые наглядно рассказали бы об основных вехах в истории города.
[1 место] – Древний Болгар
История Казани начинается в 178 км от центра в городе-музее Древний Болгар. Именно здесь 1100 лет назад находилась столица Волжской Булгарии, которая была основана тюркоязычными племенами.
За короткий промежуток времени небольшое поселение разрослось до города, став крупнейшим центром торговли в своем регионе.
Подробный рассказ про Болгар в статье ниже:
[2 место] – Казанский Кремль
С целью защитить внешние границы государства Волжская Булгария на территории современной Казани возводится Булгарская крепость. Получается что первоначально Казань просто была пограничным городом.
Однако Болгар все равно подвергался нападениям и несколько раз был разграблен и сожжен. Положил окончательный конец городу Василий II Федор Павлецкий в 1431 году. Болгар восстанавливать не стали и столицу перенесли в Казань. Государство стало называться Казанское ханство.
В 1552 году после того, как Иван Грозный положил конец существованию Казанского ханства, как самостоятельного государства, на месте руин крепости был построен белокаменный Казанский Кремль по проекту псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, которые возводили Собор Василия Блаженного в Москве.
Именно с XVI века на территории кремля сохранилось много строений, доживших до наших дней.
Статья с прогулкой по казанскому кремлю по ссылке ниже:
[3 место] – Карета императрицы Екатерины II
В 1767 году Екатерина II отправилась в большое путешествие по Волге из Твери до Симбирска.
6 июня императрица прибыла в Казань. Этот визит оказался самым продолжительным в сравнении с другими городами — 5 дней.
В ходе визита Екатерина II принимала граждан, слушая жалобы и предложения. Этот визит вошел в историю тем, что императрица, заслушав казанских мусульман, приняла решение уравнять татарское купечество в правах с русскими и разрешить снова строить мечети.
В память об этом визите в Казани хранили 4 галеры и карету императрицы. Если на карету можно посмотреть в Национальном музее республики Татарстан, то 3 галеры были разобраны за ветхостью в 1804 году, а последняя сгорела в 1956 году.
Есть бюджетный способ посмотреть на транспорт императрицы. На пешеходной улице Баумана стоит копия той самой кареты, на которой Екатерина II перемещалась по Казани.
[4 место] – Старо-Татарская слобода
После завоевания Казани царь Иван Грозный разрешил лояльным казанцам остаться в Казани. Только с условием всех переселить на другую сторону протока Булак. Так образовалась Старо-Татарская слобода, где вот уже несколько веков живут преимущественно мусульмане.
После того как императрица Екатерина II разрешила строить мечети, Старо-Татарская слобода стала активно расти и застраиваться. Сохранилось много архитектурных построек 18-19 века, а то что не сохранилось качественно воссоздано. Так в Казани образовался альтернативный центр со своей пешеходной улицей и колоритом.
Статья с прогулкой по альтернативному центру Казани по ссылке ниже:
[5 место] – Фабрика Алафузовых
После вхождения Казани в состав России город сразу стал столицей своей Губернии, что дало городу хорошее преимущество в быстром росте. Собственно уже в XVII веке наблюдался экономический рост, были заложены ремесленные слободы, появились первые мануфактуры.
Один из известных предпринимателей в Казани был Иван Алафузов. В XIX веке он принялся скупать здания под строительство фабрики и уже в 1865 году фабрика выдала первую партию брезента.
Продукция покорила Военное министерство страны и Алафузов получил лакомый кусок госзаказа. Фабрика работала вплоть до 2007 года, но экономический кризис пережить не смогла. И хоть предприятие давно не используется по прямому предназначению, но из фабрики сделали арт-пространство, по которому за символическую плату можно прогуляться.
Статья с прогулкой по фабрике по ссылке ниже:
[6 место] – Старая застройка в центре
Бурный экономический рост в XVII веке отразился и на городской архитектуре. Появилось много купцов, которые застраивали город красивыми усадьбами и доходными домами.
В городе прошла масштабная реставрация, поэтому старая застройка в центре в полном порядке. У туристов пользуется спросом пешеходная улица Баумана, но и на соседней Кремлевской тоже много памятников архитектуры.
Обзор прогулки по старым улочкам в статьях ниже:
[7 место] – Мост Миллениум
В 2005 году Казань праздновала 1000-летний юбилей. Под празднование была выделена сумасшедшая сумма из федерального бюджета. Именно после этого праздника город сильно преобразился в лучшую сторону. Были построены: казанский метрополитен, мечеть Кул-Шариф, улица Петербургская, парк тысячелетия, ипподром, Татнефть-арена и мост Миллениум.
В наши дни "эхо праздника" больше всего заметно на мосте благодаря огромной букве "М", которая символизирует тысячелетнюю историю города в связи с тем, что является первой в слове тысячелетие в татарском (Меңъеллык/Meñyıllıq) и латинских (Millennium) языках.
Из моста сделали арт-объект. Статья с обзорной прогулкой по нему и под ним по ссылке ниже:
[8 место] – Казань Арена
Современная история Казани тесно связана со спортивными объектами и крупными турнирами. Мне кажется, что каждый вид спорта представлен в городе.
Такая застройка стадиона объясняется тем, что Казань принимала несколько международных турниров: летняя универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, чемпионат мира по хоккею с мячом.
Однако самый запоминающийся мировой турнир – чемпионат мира по футболу в 2018 году. Футбольный стадион "Казань Арена" принял несколько игр мундиаля, включая четвертьфинал Швеция – Англия.
В наши дни на Казань Арене играет местный футбольный клуб "Рубин".
Понравилась Казань? Тогда рекомендую взять на заметку статью-путеводитель с прогулкой по городу: