Найти в Дзене
Вячеслав Малежик

«КОЛОСОК»: Золотой голос «Голубых гитар»

Гражданская война в Испании, начавшаяся в 1936 году сильно отразилась на нас, жителях СССР. Помогая революционно настроенным силам Испании в борьбе с франкистский хунтой, наша страна оказала огромную гуманитарную помощь испанцам, пострадавшим в этих столкновениях. А еще тысячи испанских детей, потерявших в этих боях родителей, были привезены в СССР, где они получили практически свой второй дом, где выросли, выучились и стали полноценными гражданами. Кто-то из этих ребят вернулся потом домой в Испанию, а многие остались жить на своей второй Родине. Причём, многие из этих парней и девчонок оказались яркими личностями, утвердившимися в нашем социуме. Я как спортивный болельщик могу назвать имена футболистов Августина Гомеса, Немесио Посуэло. В них текла испанская кровь, но они защищали цвета советских команд. И конечно все знают нашего великого хоккеиста Валерия Харламова, который тоже был испанцем. К чему это я? А вот к чему… В ВИА «Голубые гитары», в котором я служил с июля 1975 года на

Гражданская война в Испании, начавшаяся в 1936 году сильно отразилась на нас, жителях СССР. Помогая революционно настроенным силам Испании в борьбе с франкистский хунтой, наша страна оказала огромную гуманитарную помощь испанцам, пострадавшим в этих столкновениях. А еще тысячи испанских детей, потерявших в этих боях родителей, были привезены в СССР, где они получили практически свой второй дом, где выросли, выучились и стали полноценными гражданами. Кто-то из этих ребят вернулся потом домой в Испанию, а многие остались жить на своей второй Родине. Причём, многие из этих парней и девчонок оказались яркими личностями, утвердившимися в нашем социуме. Я как спортивный болельщик могу назвать имена футболистов Августина Гомеса, Немесио Посуэло. В них текла испанская кровь, но они защищали цвета советских команд. И конечно все знают нашего великого хоккеиста Валерия Харламова, который тоже был испанцем.

К чему это я? А вот к чему… В ВИА «Голубые гитары», в котором я служил с июля 1975 года наиболее ярким артистом был Себастьян Гастон Мария Родригес Фуатеано. Да-да, это не шутка! Именно он перепел практически весь «золотой» репертуар ансамбля.

Себастьян Гастон Мария Родригес Фуатеано или Вячеслав Кузин в детстве
Себастьян Гастон Мария Родригес Фуатеано или Вячеслав Кузин в детстве

А мы его знали как Вячеслава Кузина! Высокий под 190 см роста парень, стройный, красивый с хорошо поставленным (а может от природы такой) голосом. Вот Слава и был одним из тех парней, которых вывезли из Испании в СССР в предвоенные годы. Я никогда не спрашивал, как сложилась жизнь Славы в нашей стране и почему, к примеру, он носит фамилию Кузин. Он сам вспоминал Испанию, но это были неакцентированные размышления, а мы не тревожили душу его своим любопытством. Но вот ведь судьба артиста: Кузину одинаково здорово давались и русские народные и испанские песни - «Калинка» и «Гренада» у него получались на удивление одинаково здорово. А как он пел Есенина!

И мы, становясь зрителями во время его сольного пения, то видели лихого тореадора, то ухаря-купца. И он внутренне расцветал, когда кто-то говорил, что кому ещё петь в ритмах фламенко, как не Кузину, намекая на его испанские корни.

Вячеслав Кузин
Вячеслав Кузин

И зритель, отправляясь на концерт «Голубых гитар», прежде всего хотел увидеть и услышать Вячеслава Кузина. Он много пел в концертах и записей после Славы осталось достаточно много. Проводя аналогию с известным изречением о Ленине и партии, мы тогда также могли сказать: «произнося: «Голубые Гитары» - мы подразумевали Кузина и наоборот».

В ансамбле у Славы была кличка «Колосок». Кстати, эту песню («Русское поле») из «Неуловимых мстителей» он успешно пел в концерте.

А потом случилась «революция» в ансамбле: в «Гитары» пришли Дюжиков, Валов, Дегтярёв. Репертуар резко начал попсоветь. Музыканты поделились на «академиков» и «битлов». Причём, между ними образовалась творческая и человеческая пропасть. «Академики» их недолюбливали, считая неумехами и самодеятельностью. Генералитет ансамбля возможно (они называли это соперничеством) поощрял эту нелюбовь (вспомни формулу «разделяй и властвуй»). Потом пришли мы (я, Пузырев, Евдокушин) и противостояние, пожалуй, только усилилось. Так вот, пока мы окапывались, Слава Кузин легко находил общий язык и с теми и с другими противоборствующими музыкантами. И его любили и обращались в случае надобности как к третейскому судье.

В известной нашей опере Гранова про Красную Шапочку Слава получил роль Чёрта. Во время спектакля случались забавные случаи. Одна такая история привела к собранию коллектива с псевдо-увольнением Кузина: это когда артист публично увольняется, потом публично же извиняется и по «барски» оставляется в коллективе. А дело было так… Слава потерял голос и, чтобы не отменять спектакль за него в закулисный микрофон пел Виктор Рафаэлов. В это время Кузин (вот когда появилось исполнение песен под фонограмму) на сцене темпераментно открывал рот под пение Рафаэлова. И вот, заболтавшись за кулисами, Кузин и Рафаэлов опаздывают на арию Чёрта. Гранов же оказался в этот момент у заряженного микрофона за кулисами. Увидев, что Виктора нет и петь некому, Гранов решает спасти положение и решает спеть за болеющего Кузина. Беда в том, что Игорь Яковлевич не посмотрели на сцену и не увидели, что Чёрта на сцене нет. Гранов запел. Не очень красиво, но очень старательно. Музыканты от подобной выходки шефа раскололись и не смогли играть... Гранов на полуслове бросил петь, а тут и Кузин с Рафаэловым подлетели… На собрании говорилось о том, что такой случай мог бы произойти на войне и поэтому… Но все обошлось, а вскоре и Слава выздоровел.

Через некоторое время меня (исполнителя главной партии Серого Волка) уволили из «Голубых Гитар» и я надолго осел в «Пламени». Но со Славой мы поддерживали тёплые отношения. А потом я начал собственную певческую карьеру. Слава к тому времени переехал в город Малоярославец и его жена Галина даже пару раз делала мне концерты по Калужской области. А однажды мы вместе со Славой спели и сыграли очень теплый концерт, который совсем не репетировали. Фраза «пусть репетируют те, кто петь не умеет» повторялась нами самодовольно после концерта. Жизнь продолжается: заболел я, приболел Слава, но мы не теряем друг друга из вида и постоянно перезваниваемся…

Несмотря на годы, Слава остается в прекрасной певческой форме до сих пор!

Пожалуй, это все, заканчиваю свой маленький рассказ о БОЛЬШОМ (во всех смыслах) артисте. Извините, спешу - мне прислали интервью Славы Кузина, очень хочется посмотреть…