«Молодой барин на крышу залезли, да по гостям стреляют!» - дворовые взволнованно столпились у крыльца, -«По што стреляет, маменька осерчает, а лупцевать то нас будут!»
Суров был нрав у хозяйки именья Варвары Петровны, урожденной Лутовиновой, а по мужу Тургеневой. Барыня была вздорная, даже жестокая. Много требовала со своих людей и законы устанавливала по своему усмотрению, в один год запретила всем бабам детей рожать, а как-то помирать собралась и всех заставила себе руки целовать. Помереть не померла, а тех кто плохо целовал – выпорола.
И теперь вот дворовый люд мысленно готовился уже к новым карам. Сын барыни Иван Сергеевич из столицы приехал, да прознал, что матушка крепостную девку, подругу его детских игр, Лушку, продала соседям.
Иван Тургенев мать боялся. Варвара Петровна была сурова не только к крепостным, но и к своим детям тоже. Мужа она страстно любила, да тот ей изменил и впал в немилость, на его могиле она даже крест отказалась ставить, когда тот преставился, не заслужил, дескать.
От милости матери зависело денежное содержание студента Тургенева, даст ли она добро на поездку заграницу. Мать не одобряла «стихоплетства», считала что Ивану следует идти по дипломатической стезе, но тот уже спутался со всяческими литераторами и поэтами и сам опубликовал несколько виршей.
Зимой 1834 года Иван Сергеевич приехал в отчий дом. Он желал переговорить с матерью, обсудить поездку по Европе, просить денег. И вдруг узнал, что мать продала Лушку.
Лушка была крепостной девкой, ровесницей Ивана Сергеевича, молодой, красивой, сильной. Кроме того, она была отличной кружевницей, плела такие узоры, что загляденье! Но барыня ругалась на Лушку: «Непутевая девка!» Иван Сергеевич еще в пору юности обучил подругу свою грамоте, и та научилась бойко читать и даже писать, а потому среди дворовых считалась самой ученой и часто заступалась за своих. Вот и в этот раз она стала перечить Варваре Петровне, когда та приказала высечь конюха. «Непутевая, куда ты лезешь, ведь сама получишь розгами!» - пытались утихомирить Лушку, но все бестолку. А барыня решила продать бунтарку.
Тургенев хоть и был барином, но не разделял материнского деспотизма, а Лушу считал своей подругой детства и ,увидев, как та рыдает от предстоящей разлуки с родителями и домом, где выросла, решил во что бы то ни стало воспрепятствовать сделке.
Когда новые хозяева приехали на двор забрать Лушку, Иван Сергеевич спрятал девушку в сарае, а сам ,вооружившись ружьем, залез на крышу и никому не давал близко подойти.
Луша в сарае рыдала и тряслась от страха. Если новые баре не заберут, то хозяйка точно накажет. Молодой барин то уедет, а она останется… Или не останется, неизвестно, что теперь лучше.
Помещица Медведица, заплатившая за крепостную девку все что положено и не получив ее, решила действовать решительно. Она вызвала представителей властей, и те приехали чтобы силой забрать девку и отвести новой хозяйке. Но и они встретили отпор.
Варвара Петровна решила, что проще уж вернуть деньги Медведице, а Лушку оставить у себя, как того требовал сын Иван. Пришлось даже выплатить неустойку, что конечно не улучшило настроения барыни. Но Лушу она не тронула, Иван Сергеевич грозился все верх дном перевернуть, если узнает, что его подругу обидели. Для девки все закончилось хорошо.
А вот на Ивана Сергеевича Тургенева завели целое дело «О буйстве помещика Мценского уезда Ивана Тургенева». Дело это тянулось долгие годы, хотя неустойка за непутевую крепостную девку была уплачена. И только с отменой крепостного права в 1861 году дело против известного уже писателя Ивана Тургенева закрыли.
О том как отец Тургенева изменил Варваре Петровне:
О крепостной А.С. Пушкина:
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи!
И спасибо вам за лайки и комментарии! Сейчас ситуация такова, что если вы не ставите реакции на публикации и не комментируете, вам просто не будут показывать новые материалы моего канала.