Критерии выбора подержанного автомобиля у каждого человека свои: кому-то нужен высокий клиренс, кто-то ценит в автомобиле, прежде всего динамику разгона, кто-то покупает машину из соображений внешнего вида или управляемости, но практически любой человек не против того, чтобы расход топлива на выбранном авто был поменьше. Именно стремление сделать автомобиль экономичнее, наряду с экологией послужило причиной появления у крупных автопроизводителей гибридных моделей.
В широком смысле слова – гибрид, подразумевает использование сочетания двигателя внутреннего сгорания и электричества в качестве движущей силы. До сих пор среди широких масс бытует мнение, что связываться с гибридами рискованно, ввиду их конструктивной сложности, но вместе с тем есть люди, для кого после опыта эксплуатации гибрида возврат к обычному бензиновому транспорту уже не мыслим. В этой статье мы подготовили для Вас краткий обзор на наиболее популярные и надежные модели вторичного рынка с приставкой «гибрид».
В тексте вы найдете ссылки на подробные видео-обзоры моделей от нашего эксперта. Так что если захочется изучить какой-то автомобиль подробнее - переходите, вы точно найдете много полезного.
Toyota Prius
Пожалуй наиболее стойкую ассоциацию со словом гибрид имеет модель Prius от компании Toyota. На данный момент готовится к выходу 5-е поколение модели, а вторичный рынок насыщен представителями предыдущих 4-х генераций, как говорится, на любой бюджет.
Самые первые Приусы давно перешли в разряд бюджетных автомобилей, и даже 3-я, пожалуй, самая удачная с точки зрения технологии и надежности генерация в 30-м кузове (2009-2015 годы выпуска) в плане цены обрела «демократичность».
Разброс цен на вторичном рынке в зависимости от региона, года выпуска и состояния варьируется от 700 000 - 800 000 до 1 200 000 - 1 300 000 ₽. за наиболее свежие экземпляры с маленьким пробегом.
Конечно, между Приусами разных генераций имеются очень существенные различия эволюционного характера, но концепция остается неизменной. У гибрида Тойота два электромотора – один из которых соединяется непосредственно с бензиновым двигателем, второй - с ведущими колесами. Первый используется, как генератор для зарядки батареи (в качестве стартера), а также для изменения передаточного числа в планетарном редукторе. Второй двигатель используется для движения, когда бензиновый двигатель заглушен (например на малых скоростях чисто в электро-режиме) и для зарядки батареи при торможении.
В автомобиле используется высоковольтная батарея и инвертор преобразователь – чья задача управлять распределением потоков электроэнергии между компонентами гибридной системы. По ощущениям от вождения Тойота Приус это именно «электричка» - с характерным плавным но напористым стартом с места, а также с возможностью получить весь крутящий момент сразу, при необходимости ускориться.
Бензиновый двигатель на этих моделях также работает по специальному циклу Аткинсона-Миллера, что позволяет добиваться оптимальных показателей расхода топлива (наиболее полно используя энергию от сжигаемого в цилиндрах бензина). Также у этих машин нет наиболее вредного для бензиновых моторов режима работы – холостого хода. ДВС на Приусе в процессе эксплуатации либо вовсе не работает, либо работает на оборотах под нагрузкой, что обеспечивает ему больший ресурс, нежели на обычных бензиновых моделях. В плане надежности такой гибрид также весьма хорош – коробки передач как таковой нет, в планетарном редукторе нет изнашиваемых компонентов наподобие сцеплений или ремней.
Инвертор преобразователь сам по себе безотказен, случаи его выхода из строя связаны с его перегревом, когда забывают поддерживать в исправном состоянии его систему охлаждения (она у него отдельная, и не сообщающаяся с основной у бензинового ДВС). А высоковольтная батарея – наборная, состоит из отдельных ячеек, в случае потери емкости каких-то из них, их просто меняют на исправные (что на данный момент уже не столь критично в плане стоимости). Плюс батарея диагностируется специализированными сервисами, так что от ее скорого ремонта себя можно обезопасить.
Ключевыми преимуществами гибрида от тойоты будут – динамика разгона и маленький расход топлива. В городском цикле на Приусе вполне реально уложиться в отметку 5 литров на 100 км пробега. Естественно зимой с прогревами и при необходимости отапливать салон эти цифры будут выше, но по сравнению с чисто бензиновыми аналогами останутся смешными. Недостатком Приуса практически любой генерации можно считать маленький объем багажного отделения, связанный с размещением высоковольтной батареи, а также низкий дорожный просвет – редко на каких Приусах он окажется выше, чем 130-140 мм, хотя проставки частично решают вопрос. Плюсом будет возможность купить себе Приус и левосторонним расположением рулевого управления, большая часть таких авто будут привозными из США.
Honda Fit Shuttle Hybrid и Honda Shuttle
Еще один «хит» вторичного рынка это гибридная версия Honda Fit 2-й генерации. «Гибридность» здесь совершенно иная, нежели на автомобилях Тойоты. С точки зрения конструкции эта модель гораздо более консервативна. Стоимость на вторичном рынке от 800 000 до 1 000 000 ₽.
Здесь используется бензиновый двигатель 1.3 литра на 88 л.с., основное отличие которого от простого бензинового аналога это меньшая мощность и больше количество свечей зажигания – их здесь 8, а не 4. С колесами двигатель связывает вариаторная коробка передач, но между коробкой и двигателем стоит электромотор – он используется как стартер для бензинового двигателя, а также в качестве помощи при движении – прироста в мощности он практически не дает, но прибавку крутящего момента обеспечивает ощутимую. С его помощью реализована система старт-стоп, позволяющая Вам экономить топливо стоя в пробке или на светофорах.
В этой схеме нет инвертора – есть только дополнительная батарея под полом багажника. Эту систему Хонда именует IMA – Intergrated motor assist (дословно «помощь встроенного мотора). Такие гибриды не могут ездить чисто на электричестве, даже на парковочных скоростях, но экономия топлива по сравнению с обычным бензином здесь есть и довольно ощутимая – такие автомобили расходуют около 5,5-6 литров на 100 км пробега в городском цикле против 7-9 у обычных бензиновых моделей.
В плане надежности здесь также все в полном порядке, а стоят такие автомобили практически независимо от года выпуска дешевле аналогичного года выпуска Приуса, при этом предлагая не просто достаточный, а огромный багажник добротного универсала.
Более современная модель, избавившаяся от слово Fit в названии, Honda Shuttle с 2013 года выпуска имеет уже другую гибридную установку. Стоимость на вторичном рынке за такие "свежие" модели варьируется от 1 200 000 до 1 500 000 ₽ в зависимости от года и комплектации. На таких автомобилях также присутствует коробка передач в привычном понимании, только в отличии от 2-го поколения уже не вариатор а роботизированная КПП с двумя сцеплениями и электромотором.
Здесь уже присутствует батарея и инвертор. Такие авто начинают движение используя электродвигатель. Упрощенно говоря – первая передача чисто электрическая, далее при наборе скорости в работу включается бензиновый двигатель уже через сцепления и коробку передач. Подобная конструкторская задумка была призвана избавить машину от наиболее губительного для изнашиваемых сцеплений «ползучего» режима в городских пробках. Из плюсов такой конструкции – хорошая динамика, экономичность, минус - в наличии «расходного» материала в виде сцеплений и выжимных подшипников, а также в некоторых особенностях поведения на малых скоростях – к которым нужно привыкнуть.
Nissan Note E-power
Компания Ниссан в своем компактном хэтчбэке Note E-power подошла к вопросу с другой стороны. По сути дела гибридный Нот представляет собой электричку Leaf, которую «отвязали» от розетки, поставив внутрь бензиновый двигатель в качестве генератора. Стоимость авто на вторичном рынке от 750 000 до 1 600 000 ₽. В данном случае коробки передач также нет, используется редуктор – при этом под капотом есть инвертер, а под передними сиденьями высоковольтная батарея.
В отличие от Приуса, где в определенных режимах бензиновый двигатель все же передает момент на колеса, пусть и плавно изменяемый при помощи электромотора и редуктора, на E-power тянет всегда только электромотор, а трехцилиндровый 79-сильный бензиновый двигатель напрямую с колесами никак не связывается. Из всех перечисленных автомобилей гибридный Ниссан получился самым компактным и самым динамичным – спринт с 0 до 100 км/ч машина проделывает менее чем за 8 секунд. Расход топлива здесь такой же маленький как и на Приусе, до 5 литров в городском цикле. Надежность также на высоте, в плане своей простоты конструкции.
В электрической части японские автопроизводители традиционно сильны. Из недостатков модели – все тот же низкий клиренс, спартанский (относительно) салон, и долгий прогрев салона зимой. Для кого-то критичным может стать и ограниченная в целях сбережения тягового электромотора максимальная скорость 145 км/ч.
Гибридные автомобили демонстрируют очень хорошую надежность, при этом позволяя сильно экономить на топливе, но только при условии, что основная эксплуатация будет в городских условиях. Гибрид не подойдет тем, кто использует автомобиль для поездок по трассе – в нем просто не будет большого смысла. Постоянно работающий бензиновый мотор на трассе сведет на нет всю экономию, выровняв показатели расхода с обычными бензиновыми авто с соответствующего объема двигателем.
Как показала практика, не оправдываются и опасения по части эксплуатации гибридов в условиях холодных зим – по части запуска зимой, проблем у таких авто даже меньше, чем у чисто бензиновых, а потери в емкости батареи из за холода не столь критичны. Так что, если Вы планируете сделать шаг в будущее и попробовать гибридный автомобиль – вперед, только не забудьте показать машину профильному гибридному сервису, чтобы после покупки получать удовольствие от езды на автомобиле, а не расстройство от необходимости его реставрации.
Надеемся, что статья была вам полезна и напоминаем, что если вы ищите подержанный автомобиль, то мы с радостью поможем вам с выбором. А на нашем youtube канале можно найти подробные обзоры эксперта на 100+ моделей автомобилей.
Кстати, все перечисленные модели автомобилей всегда имеются в наличии в нашем салоне. Подробнее можно узнать здесь.