Я работаю психологом в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и деятельность моя непосредственно связана с сопровождением замещающих семей. Очень часто, практически в 90% случаев мы специалисты, так и приемные родители сталкиваются с таким феноменом как "травма привязанности". Что это? Часто задаются вопросом приемные родители. А еще чаще не понимают, что с этим делать и главное, как помочь ребенку.
"Отношения со своим взрослым для ребенка не просто потребность. Это потребность витальная , т.е. вопрос жизни и смерти. Установить и удерживать контакт со своим взрослым – вот главная забота ребенка. Все остальное возможно только тогда, когда с этим контактом все в порядке. Тогда можно играть, учиться, общаться. Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и его взрослым, называется привязанностью" - пишет Людмила Петрановская.
"Привязанность – танец на двоих. В нем взрослый защищает и заботится, а ребенок доверяет и ищет помощи".
Очень многое в поведении детей объясняется именно привязанностью или угрозой разрыва привязанности.
Психологическая травма — это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. В ряде случаев это острые, тяжёлые пережитые моменты жизни, нарушившие ощущение безопасности или сопровождающиеся длительным стрессом воздействия на психику человека. Психологическая травма часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо сопровождается эмоциональными потрясениями.
Иными словами, травма - это нарушение синхронности. У нас у всех есть определенные ритмы, которыми мы делимся, это такая вшитая программа, чтобы быть на уровне друг с другом, слышать и чувствовать друг друга. Когда случается травма – это способность к синхронизации с другими нарушается. У травмированных детей и подростков ярко выраженная потеря синхронизации с окружающим миром.
Приемные дети - это дети пережившие много боли и горя за свою очень часто непродолжительную жизнь. И отношения привязанности они либо не могли сформировать, или же они неоднократно прерывались, оставляя глубокие раны в душе ребенка. Воспитывая таких детей, необходимо это видеть за проблемным поведением ребенка. Уметь это различать и знать в каком направлении двигаться в поисках исцеления.
Как следствие, можно выделить следующие травмы привязанности:
- Потеря, разлука.
Она лечится – вернуться к донашиванию, ребенок должен насытиться безопасным контактом. Включить маркеры безопасности, механизмы расслабления. Получил ли ребенок травму, зависит от его психотипа, важно качество привязанности до.
- Материнская депривация.
Связь то есть, то нет. Мамы эмоционально нет. (напр. послеродовая депрессия). У мамы нет ресурса для отзеркаливания. Ребенок лишается теплого, эмоционального контакта. Лечение травмы депривации – начать отзеркаливать, начать донашивать. Ребенок, который напитался любовью, исцеляется.
- Ненадежная забота, пренебрежение нуждами и потребностями.
Алкоголическая семья – когда не пью, я люблю ребенка; либо психически больной родитель Забота то есть, то нет. Жить в такой ситуации сложно. Эта травма более сложная.
Исцеление травмы – длительный путь. Работа с семейными сценариями.
- Конфликт лояльностей или раскол привязанности.
Например, бабушка начинает заменять фигуру первичной привязанности либо развод родителей. У ребенка возникает когнитивный диссонанс. Напр, при разводе ребенок знает, что папа его любит, а ему говорят, он ему не нужен. И ребенок решает, что любить больше никого не будет, привязываться ни к кому не будет.
Лечение травмы – объяснять ребенку, нивелировать «когнитивный диссонанс". Дать ребенку безопасность и защищенность. Лечится когнитивным путем .
- Сочетаная травма привязанности – амбивалентная токсичная привязанность.
Фигура первичной привязанности то проявляет огромную любовь к ребенку, то ненависть. Часто так происходит, когда в семье есть физическое насилие. В ребенке сталкивается и любовь, и ненависть.
Данная травма случается вследствие ненадежной заботы либо материнской депривации. Это семейный сценарий, определенные паттерны поведения. «Когда любят, тогда бьют». Из такой семьи вырастает либо насильник, либо жертва. Ребенок думает, что так и надо.
Каждая предыдущая травма забирает у ребенка ресурсы (возможность любить, быть честным, открытым, хорошо учиться сострадать, быть в контакте с другими). Так, капризами ребенок старается дополучить необходимую порцию любви, втягивает взрослого в тесный эмоциональный контакт, который ему необходим.
К тому же возрастные кризисы, которые не могли быть пройдены ребенком полноценно в подходящие для этого моменты, по законам психологии требуют своего прохождения и завершения. И не стоит удивляться, если Ваш приемный подросток вдруг неожиданно стал вести себя как трехлетка. Радуйтесь, Вы нашли ключики к его сердцу. Он Вам доверился, он готов добирать то, что не получил раньше.
Детство должно быть счастливым! Если Вам очень сложно справляться с собственными эмоциями, как родителю, обратитесь за помощью к специалистам.
С уважением, клинический психолог, специалист по работе с кризисным детством Гришакова Ирина Дмитриевна.
Автор: Гришакова Ирина Дмитриевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru