Найти в Дзене

Как жить по совести?

В своей статье, которая по совместительству являлось одним из ответом на вопрос в моей контрольной работе по логотерапии "Зачем человеку совесть?" 
я писала о том, как понимал совесть Виктор Франкл и в чем ее отличие от "Сверх-Я".

В работе со своими клиентами, в общении с людьми я замечаю, что очень многие люди совесть считают именно "Сверх-Я". Когда всё, что я делаю, это непременно выбор в пользу других, их угождение и страх получить ответный негатив, если сделаешь что- то в разрез другому, обществу.

В таком видении нет ничего удивительного. У людей, воспринимающих именно так "орган
смысла", часто оказывается, что их совесть в детстве  воспитывали через невротическую вину.

"Как тебе не совестно?", "Где твоя совесть?", "Совсем потерял совесть!", "Совестливые люди не думаю о себе!",  " Как ты будешь людям в глаза смотреть?","Бессовестный" - таково было знакомство вчерашних детей  с понятием "совесть".

И ладно бы это говорилось действительно в ситуациях, когда ребенок не прав и не хочет этого осознавать. Нет! Часто  фразы использовались в моменты, когда нужно было подавить волю ребенка для своего удобства, выгод. В угоду себе, другим, но не из критериев: что именно будет полезно и правильно ребенку.

Либо понятием совесть уж слишком злоупотребляли в ситуациях, где действительно ребенок был виноват.

Например, наглядный пример показан в рассказе Николая Носова "Огурцы".

Котька вместе со старшим товарищем Павликом( и явно под его чутким руководством) воруют с  колхозного огорода огурцы, лихо убегая от старика- сторожа. Павлик, понимая, что ему попадет дома, отдает все огурцы Котьке. А Котька даже и не осознает, что он сделал, думая, что раз общее- то можно брать всем. И приносит радостно огурцы домой, угощая маму.

В рассказе напрямую не говорится, что Павлик старше Котьки, но мы это явно понимаем. По тому, как описываются их события, по тому, как они по- разному относятся к этим событиям.

Котька по восприятию того, что произошло, явный дошкольник. И, конечно, учить его тому, что брать без спроса - плохо, надо. Но мы в таком возрасте само действие не называем воровством, а уж тем более ребенка -  вором.

Писала об этом подробно в статье и как реагировать на такие случаи в статье:

"Вор должен сидеть в тюрьме!!!"

Но что мы видим на деле?!

Вначале мама в разговор закладывает правильное зерно: объясняет, почему его поступок плох и то, что вернуть без спроса взятое должен ребенок тоже верно. Но как она все это исполняет? Говорит, что ее ребенок вор, лучше пусть он умрет, чем станет вором и в ночь выталкивает ребенка одного относить огурцы.

То есть , мать: 1) наказывает сына за поступок, который он до конца, в силу возраста не осознавал как плохой поступок. Пока ему не обьяснили;

2) говорит сыну о том, что в его жизни нет для нее ценности, что ей все равно: застрелит его сторож из ружья или нет. Лишь бы он не был вором;

3) отправляет ночью ребенка одного относить огурцы( тут можно, конечно, списать на советскую эпоху, когда люди ничего не боялись, отпускали детей везде. Но как показывают передачи, маньяки убивали детей и в те годы).

Конечно, нужно также учитывать, что рассказ был написан не просто в советскую эпоху, а и в сталинское время. Когда за ворованный картофель могли расстрелять. И, возможно, мама,  так запугивая сына, отбивала у него всякую охоту к воровству. Но тогда непонятно два факта:

- Зачем она  ребенка одного отправляет в поля, зная такие законы джунглей;

- зачем Носов, являясь прекрасным детским писателем, именно в данном рассказе запугивает детей  Он тоже боится, чтобы их не расстреляли и запугивает заранее?

Кто  поступил и как  воспитатель, и как человек правильно, так это дедушка- сторож. И, возможно, будем надеяться, смог предотвратить ( или хотя бы, смягчить) психологическую  травму Котьки.

-3

Надо сказать, что у Котьки совести оказывается побольше, чем у его мамы. Думая выбросить огурцы куда- нибудь, он не только боится, что кто- то заметит, но и переживает, что дедушке- сторожу за огурцы попадет.

Вот и у Веры, моей клиентки,  совесть тоже на месте. Она - порядочный, глубоко нравственный человек.  С сильным духовным началом.

И Вера тоже говорит о совести с горечью, как об инструменте, которым людьми манипулируют.

Но когда мы с ней на тему совести работаем  на сессии, Вера восклицает:

"Я поняла! Совесть - это же не только по отношению к другим, но и по отношению к себе!"

Какой же важный и нужный вывод сделала Вера. Так и есть.

Совесть - это орган смысла. Принимая решение поступить определенным образом, нам, чтобы поступить по совести, не обязательно принимать в пользу другого, а в пользу того, что имеет смысл, что мы считаем правильным .

-4

Ведь предавать себя тоже плохо! А часто наша угодливость опасна и для других, она не помогает им, люди морально развращаются, используя  людей.

Если вспомнить моих бабушку и дедушку, когда они не отдали мою маму на воспитание другой семье по армянскому обычаю, когда разрешили моей маме выйти за русского,который был на 12 лет старше, инвалидом и сиротой, они же как раз пошли против принятых устоев, наперекор тому, что будет диктовать "Сверх- Я". Их критерием была - совесть. И о своих этих выборах ни бабушка, ни дедушка не пожалели.

Подари мне своего ребенка

Армянский зять.

Таким образом, друзья, запомните важное правило, сформулированное мудрой  Верой:

"Совесть - это же не только по отношению к другим, но и по отношению к себе!"

А я бы подытожила тем, что совесть вообще не имеет определенной направленности на других, на себя, она имеет направленность на смысл.

Духовный смысл, а не: как мне объегорить других или как мне быть хорошим.

Будьте здоровы!


Прислушиваюсь к своей совести.😊😜
Прислушиваюсь к своей совести.😊😜

Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт

ТОВарищ психолог