Весенний ветер холодил шею, и Люба подумала, что надо всё же одеваться теплее. Обманчивая погода – солнце припекает, воздух кажется тёплым, а ветер-то холодный ещё.
Во дворе сын, в компании ровесников, играл с мячом. И опять без шапки! Ну не лето же! Только игровая площадка высохла, а по обочинам ещё снег лежит.
Ладно, сейчас она отнесёт домой тяжёлые сумки и напомнит ребёнку одеться нормально.
Звонить не стала – открыла входную дверь своим ключом. Вдруг мама спит, она иногда любит прилечь ближе к вечеру.
Характер у мамы всегда был не сахар, но с годами становился всё хуже. Люба успокаивала себя тем, что в свои семьдесят мать не страдает никакими тяжёлыми заболеваниями, активно интересуется окружающим миром и событиями. Только вот муж Любы с каждым годом всё тяжелее переносил общение с тёщей.
Почему-то оба не желали понимать, что Любе с ними тоже не сладко – живёшь как на вулкане. То муж на тёщу жалуется, то она на него. Хорошо хоть сын ещё мал и далёк от семейных конфликтов, хотя мать не выбирает выражений при мальчике.
Мама, в халате, с чашкой в руке, вышла из кухни:
- Холодно на улице?
- Не жарко. Надо ребёнка позвать, пусть придёт и хоть тонкую шапку наденет.
- Сама ему отнесу, - решила мама, отпивая из чашки.
- Не надо, я всё равно ещё не разделась…
– Воздухом подышу заодно, - не слушая Любу, продолжала она. -Там во дворе сидит кто?
- У первого подъезда сидят тётечки, - вспомнила Люба.
Мать оделась потеплее, взяла шапку ребёнку и ушла.
Надо готовить обед, но Люба, пользуясь случаем, решила полчасика отдохнуть. Принять душ, попить вкусного чаю с печеньем.
По хозяйству мама не делала ничего, только посуду иногда мыла. Но Люба не обижалась – она сама со всем справится, а у мамы возраст, колени болят и часто простреливает в спину. Пусть отдыхает, главное, чтобы не ругалась.
Пропустить чью-то ошибку или неловкость мать не могла в принципе, а уж если это относилось к Саше, Любиному мужу, то без скандала не обойтись. Время от времени Саша предъявлял Любе ультиматум и требовал уйти от тёщи, но каждый раз его удавалось отговорить. Спокойный и отходчивый, Саша не вспоминал о переезде до следующего скандала.
Люба успела начистить картошки и поставить её, вместе с курицей, в духовку. Прибрать в комнате, перемыть накопившуюся за день посуду. Не помыла её сегодня мама, ну и ладно.
Подмести пол в коридоре и даже немного поболтать по телефону с подругой, а мама и сын всё гуляли. Мальчика она видела в окно, а мама могла уйти пообщаться к другому дому.
Зазвонил мобильник.
- Люба? – строго и как-то нервно спросила соседка сверху. – Ты что себе позволяешь? Я в полицию заявление напишу, и вообще, никогда бы не подумала, что ты такая!
- Какая? – растерялась Люба.
- Жестокая эгоистка! Выставила мать на улицу, ещё и угрожала!
Соседка рассказала, что встретила маму Любы на лестничной клетке. Та сидела на ступенях и плакала. Соседка пригласила пожилую женщину к себе, накормила обедом, напоила чаем, постаралась успокоить.
Мать пожаловалась, что Люба на неё накричала – как же, отправила внука гулять без шапки! Дала шапку для мальчика и велела до вечера дома не появляться. Рыдая и глотая валерьянку, мать рассказала соседке, что дочь постоянно орёт и упрекает куском хлеба, а сама с семьёй живёт в её квартире и ждёт её смерти.
Шокированная услышанным, Люба не смогла оправдаться. Мама и раньше преувеличивала свои обиды, но хоть окружающим на них с мужем не наговаривала!
Мать пришла через несколько минут, как ни в чём не бывало.
- Зачем ты наврала соседке? – требовательно спросила Люба. – Зачем ты меня оговорила?
- А не будешь матерью командовать, - усмехнулась та. – Взяла моду – пришла с работы и приказы раздаёт!
- Ты же сама шапку решила отнести! Когда я тебя выгоняла? Да ты же всё выдумала! От первого до последнего слова! Чем я тебе плоха? Чем не угодила? Работаю, всё в дом, гостей не приглашаю – знаю, что ты не любишь. Готовлю, убираю, стираю, глажу. Чего тебе не хватает, что меня перед людьми позоришь?
- Ой, можно подумать, ты для меня стараешься, - усмехнулась мать. – Для мужика своего! Притащила в дом… - она выразилась так грязно и гадко, что Люба покраснела. – Скажешь, что тебе мать нужна? Никто тебе не нужен, кроме него!
- Мама, зачем ты это делаешь? Хочешь, чтобы мы ушли?
- Ой, напугала! Конечно, брось меня, старую и больную, одну. Надеешься, что скорее сдохну и квартиру вам освобожу? Чтобы тебе было где плодиться?
У Любы вдруг встал комок в горле. Закололо где-то под рёбрами, во рту пересохло, как будто она с утра не выпила ни капли воды. Так вот в чём дело!
Вчера Люба сказала маме, что они с Сашей ждут второго ребёнка. Маму новость не просто не обрадовала, она её возмутила. Куда им второго? Только-только этот перестал просыпаться по ночам, плакать и капризничать, а они хотят ещё одного завести? Скоро ей в своей трёшке места не найдётся, деточки Любины затолкают старуху в угол!
Мама открытым текстом посоветовала сделать аборт.
- Нечего нищету плодить, - заявила она. – Пока своего жилья нет – никаких детей. Вот уйдёте от меня – и живите, как хотите.
Значит, сегодняшнее выступление перед соседкой – показательная порка для Любы. Или она делает так, как хочет мама, или та и дальше будет поливать её грязью.
За что? Люба достойная дочь, Саша, хоть и ругается с тёщей, но никогда не начинает первым. Просто не позволяет ей себя оскорблять и высмеивать. И зря мать обзывает их нищебродами.
Пусть на фоне богатых соседей они живут скромно, но одеваются и питаются хорошо, машина есть, хоть и подержанная, ребёнка в платные кружки водят.
Вечером Люба сказала мужу:
- Саша, давай квартиру снимем?
- Неужели? – усмехнулся он. – Что твоя маменька такого отмочила, чтобы даже тебя достала? Надеюсь, не дралась? С неё станется.
- Наврала соседке, что я над ней измываюсь.
- Это нам за твою беременность месть, - сразу понял муж. – Пошли вещи собирать, как раз коллега сегодня говорил, что квартиру сдаёт.
Эпилог
Переезд обернулся бесплатным концертом для соседей. Мать – седая, лохматая, в халате и тапках, стояла на лестничной площадке и кричала, что Люба подлая дочь, что бросает мать на произвол судьбы и обещала отписать квартиру в Фонд Мира.