"Эту историю мне рассказала мама шестилетних дочек-двойняшек. Однажды она увидела, как одна из дочерей безутешно плачет, всхлипывая. Мама обратилась к ней с просьбой: "Скажи словами, что случилось. Чем я могу тебе помочь?" Но девочка продолжала рыдать. Её сестра сказала: «Слезы — это слова, мама. Ты просто их не понимаешь»"
Лоуренс Коэн - автор книг, посвященных воспитанию детей. Перевела для вас его статью, которая доносит глубокие и важные вещи, касающиеся психического и личностного благополучия ребенка. Каждый из нас - житель двух миров. Отношения с миром, отношение к себе создают отклик чувств. Внутренняя среда, полная света радости и позитива, дает человеку силу, делает притягательным, помогает идти в новое, справляться со страхами. Но если внутри сумерки тревоги и печали, то тяжело дается каждый шаг. Нужно научиться говорить словами души, эмоций, состояний.
"Мы говорим детям, чтобы они не плакали, не кричали, вели себя правильно и привычно, словами выражали свои чувства. Но часто ребенок не может этого. Сами взрослые не всегда могут сказать "я злюсь" вместо того, чтобы ударить или закричать, но требуют так поступать от ребенка, словно это что-то простое. Итог - взаимное разочарование. Родители разочарованы тем, что эмоции ребенка грубы и неконтролируемы. Дети разочарованы реакцией родных, потому что, с их точки зрения, они говорят, когда чувствуют. Говорят совершенно ясно. Лучший способ избежать обид и наладить коммуникацию — это выучить детский язык эмоций, а не требовать, чтобы они использовали наш вербальный язык в ситуации сильного волнения.
Дети учатся говорить, и родители выдыхают. Теперь они ждут, что только так - спокойно и по делу - будут общаться всегда. Но это нереально. Это не соответствует детской психофизиологии. Слезы, истерики, дрожь, смех — все телесные выражения эмоций — существуют по определенной причине, они выражают нечто важное. Это сообщение ясное, быстрое, прямое. Телесная система коммуникации появляется раньше языка и работает, когда язык недоступен или не подходит для конкретной задачи. Если ваш ребенок выбегает на дорогу, вы кричите. Вы не говорите: «Я сейчас очень напугана и встревожена». Я сожалею о том, что каждый раз с тревогой спрашивал дочь: "В чем дело?" Я хотел, чтобы она не плакала, хотел решить проблему. Чувствовал тревогу и беспомощность. Если бы я сосредоточился на ее потребности, я бы сказал: «Я слышу тебя. Я здесь. Пусть текут слезы».