Найти тему
О Жизни и об Истории

Читая генерал-фельдмаршала Мольтке Старшего о стратегической роли железнодорожных дорог во второй половине XIX в. и думая о дне сегодняшнем

Читаю работу генерал-майора Александра Андреевича Свечина, посвященную выдающемуся германскому военному мыслителю, генерал-фельдмаршалу – кстати, в том числе и российскому – Хельмуту фон Мольтке, ставшему архитектором блестящих побед над Австрийской и Второй Французской империями.

Фото из открытых истчоников.
Фото из открытых истчоников.

Кениггрец, Мец, Седан немыслимы без военного гения этого человека. Впрочем, без него немыслим и Второй рейх, во всяком случае в том виде, в котором он вступил в историю и принес столько бед и самому германскому народу, равно как и европейцам в целом, не говоря уже о рожденном на тлевших его руинах и политых кровью углях рейхе третьем.

Генера-майор Александр Андреевич Свечин. Фото из открытых источников.
Генера-майор Александр Андреевич Свечин. Фото из открытых источников.

Другое дело: вряд ли Мольтке, стоя 18 января 1871 ода неподалеку от Бисмарка в Зеркальном зале Версальского дворца, подозревал о столь ужасных и для немцев и для их соседей бедах, которые принесет им объединенная «Железным канцлером» и ставшая его, начальника Генерального штаба усилиями, сильнейшей в Европе провозглашенная в тот день Германская империя.

Провозглашение Германской империи в Зеркальном зале Версальского дворца 18 января 1871 года. Картина художника Антона фон Вернера. Изображение из открытых источников.
Провозглашение Германской империи в Зеркальном зале Версальского дворца 18 января 1871 года. Картина художника Антона фон Вернера. Изображение из открытых источников.

Но это будет потом, а несколькими годами ранее, при тщательной подготовке кампаний соответственно 1866-го и 1870 – 1871-х, Мольтке уделял огромное внимание состоянию железных дорог. Служившие в то время главной транспортной артерией, они позволяли быстро проводить, упреждая в этом противника, мобилизацию, оперативное сосредоточение войск в непосредственной близости от предстоящего театра военных действий, осуществлять маневрирование корпусами и выдвижение их на главные операционные направления.

Очевидно, что роль железнодорожного транспорта важна и на современной этапе, хотя и не столь актуальна, как во второй половине позапрошлого и прошлого столетий. Соответственно, уничтожение посредством ударов с воздуха питающих оперирующие на фронте войска противника живой силой, вооружениями и боеприпасами железнодорожных улов и линий является одной из насущных задач командования.

Тоже самое касается железнодорожных линий и узлов, а также автобанов и аэродромов, включая гражданские, связывающих территорию противника с государствами, оказывающими ему помощь военной техникой, боеприпасами и снаряжением.

В противном случае война может принять позиционный характер с непредсказуемыми последствиями для страны с более слабой экономикой. Думаю, Мольтке со мной бы согласился.

Игорь Ходаков

Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.