Найти в Дзене
Варвара Аслапова

Карта пути пользователя

Customer journey map(СJM) 

- это визуализация истории взаимодействия потребителя с вашим продуктом, сервисом, компанией или брендом. Это путь, который клиент проходит от момента возникновения потребности до ее удовлетворения. 

Данный стратегический инстурмент поможет любому бизнесу проводить регулярно анализ и понять: 

•  как привести целевую аудиторию, вычислив все возможные этапы пути, исключив риск ухода к конкурентам; 

•  как выйти на новый сегмент рынка; 

•  как увеличить конверсию и каких этапах есть загвоздки; 

•  как удерживать аудиторию и повысить возвратность;

•  как создать полезный продукт и улучшить стратегию его продвижения;

Есть несколько типов CJM, я предлагаю рассмотреть развёрнутый вариант, который включает в себя 9 этапов: 

 - потребность отсутствует 

самый холодный тип аудитории (клиент ещё ничего не хочет, но уже можно и нужно вторгаться в его инфопространство). На данном этапе нужно чётко понимать портрет своей целевой аудитории и знать их ниды, какие ресурсы читает, кому доверяет, чтобы понимать и правильно воздействовать в инфопространстве, стать узнаваемым для потенциального потребителя, вызвать у него потребность в вашем продукте. 

На данном этапе для презентации своего продукта/компании лучше всего использовать инфлюенсеров, тематические статьи, контент-маркетинг, короткие видео, бренд-медиа.

 - осознание/появление потребности 

(самый важный этап прогрева клиента, тк в этот момент потенциальный потребитель переходит в категорию интересующегося и начинает искать информацию о решении его проблемы)

Здесь также необходимо вторгаться в инфопростанство, но уже более точечно! Важно перевести клиента их холодного в более тёплого для решения в пользу своего продукта. На данном этапе хорошо работают любые виды смм, инфлюенсеры, блоги, и вебинары.

 - активный поиск подходящих решений НИДа 

(важный этап для закрытия вопросов клиета в каналах трафика, подтверждения правильности выбора и перевода его в лояльную категорию для совершения покупки)

На данном этапе используйте любые поисковые системы: вас должны легко находить в поиске по ключевым индексам сайта и соц сетей, контекстная реклама (Яндекс), SMM, таргетированная реклама(VK, Промо Страницы Яндекса)

 - рассмотрение вариантов 

(если клиенту не хватило убедительности в вашей рекламе/сайте/соц сетях, то он начинает рассматривать конкурентов и сравнивать варианты)

Очень важно показать потенциальному клиенту все основные преимущества продукта или услуги. Чем ваш товар лучше, чем у конкурента. 

Для данного этапа хорошо иметь отзывы клиентов о вашей работе/товаре или четкую статью со сравнением с конкурентами. Клиент обращает внимание не только на "упаковку" вашего продукта/услуги, но и удобство взаимодействия с вашим брендом, скорость обработки информации и коммуникацию с целевой аудиторией.

 - знакомство с брендом/компанией 

(клиент предварительно определился в продуктой/услугой и принял решение о потенциальной покупке в выбранной им компании. Здесь важно подтвердить правильность его выбора не только в продукте, но в бренде/компании в целом)

Необходимо выстроить четкую и оперативную структуру коммуникации с клиентом на данном этапе для утверждения его выбора. Постараться быть максимально понятным и полезным своей ЦА.

 - покупка 

(этап, на котором клиент даже, несмотря на принятое решение, может его изменить)

Важно и здесь подтверждать правильность его выбора клиентским сервисом и подбором продукта/услуги, максимально отвечающим требованиям клиента, возможное повышение чека.

 - опыт от взаимодействия 

(обратная связь клиента об использовании вашего продукта/услуги.)

На данном этапе не стоит бросать клиента. Поддержка после покупки является важным этапом на пути взаимодействия. Главное, отслеживать и анализировать качество предоставляемых услуг/продукта, собирать обратную связь для повышения лояльности и уровня работы. Так формируется репутация бренда. 

 - возвратность или постоянный покупатель 

(в случае позитивной репутации бренда и удовлетворительного опыта взаимодействия клиента с компанией/брендом, вас ждет повторная покупка)

Не стоит забывать о своих клиентах! Важно вести четкую контактную базу и использовать инструменты для стимуляции повторных продаж: система лояльности, специальные предложения для постоянных клиентов, бонусные программы

 - адвокат бренда 

(клиент актвино пользуется вашим товаром/услугой и готов рекомендовать ваш бренд окружающим и продвигать в соц сетях. Это самый выгодный этап, доведя своего клиента до которого, вы сможете экономить на маркетинге и продвижении вашего бренда)

Используйте реферальную систему с постоянными клиентами допольнительно для увеличения продвижения своего бренда.