Найти тему
Федот Тумусов

Нужна другая миграционная политика


Ко мне обратился якутянин по поводу ситуации с мигрантами в стране и республике. (https://t.me/fedot_tumusov) Ситуация эта, безусловно, требует серьезных мер по ее оздоровлению.

Растет этническая преступность. Недавно в Челябинске приезжими из среднеазиатской страны был убит школьник (https://newizv.ru/news/2023-04-18/sem-migrantov-obvinili-v-ubiystve-shkolnika-chto-govoryat-politsiya-vlasti-i-eksperty-404714), в Магнитогорске мигранты с битами толпой напали на семейную пару (https://www.kommersant.ru/doc/5939334). Конкретных возмутительных примеров очень много, и статистика подтверждает: в 2022 году возбуждено в три раза больше уголовных дел по преступлениям, совершенным иностранцами, чем в 2021 году. По тяжким и особо тяжким преступлениям рост пятикратный.

Стало много массовых драк с участием мигрантов, причем нередко ими это подчеркнуто преподносится как откровенный и наглый вызов местным жителям и порядку, фиксируется на видео для публикации в социальных сетях. Так говорит (https://www.interfax.ru/russia/895287) председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Он прямо называет мигрантов одним из факторов социальной напряженности в России, а также угрозой государственной безопасности. По его словам, "иностранные неправительственные организации пытаются использовать национальные диаспоры, иностранных трудовых мигрантов для инспирирования националистических и сепаратистских настроений, разжигания религиозной и социальной розни, нанесения ущерба традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти российского народа".

Однако несмотря на информацию от руководителей силовых ведомств (о росте этнической преступности говорит (https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=75896540) и генпрокурор Игорь Краснов), ответственных за правопорядок и безопасность в стране, фактически ничем не сдерживаемый завоз и переселение мигрантов продолжаются. Это ведет не просто к росту преступности, но и к нарушению традиционного культурно-этнического облика страны и ее регионов. Власти, выделяя квоты, допускают массовый завоз мигрантов, хотя это очевидным образом ущемляет интересы коренных жителей. Складывается парадоксальная ситуация: интересы некоторых сфер бизнеса (строительство, ЖКХ и др.) побеждают здравый смысл и желание граждан России сохранить привычный уклад жизни, культуру, правопорядок, безопасность.

Превалирует чисто рыночная логика, миграция рассматривается как способ решения (далеко не бесспорный) экономических проблем (дефицита на рынке труда), крайне либеральная миграционная политика лоббируется крупным бизнесом в регионах и на федеральном уровне.

Что делать?

1.
Нужна другая миграционная политика ("мигрантозамещение", по аналогии с импортозамещением). Об ошибочности существующей говорит рост этнической преступности и недовольство местных жителей. Граждане России должны жестче требовать от власти решения проблемы роста преступности в среде мигрантов, нарушения приезжими местных норм, традиций, культуры, того, что нередко называют сложившимся культурно-этническим балансом. Понятно, что на территории России этот баланс (дисбаланс) должен быть только в пользу местного населения. Иначе просто и быть не должно, ведь мы живем в своей стране. И я благодарен землякам, которые пишут мне об этой проблеме, моя обязанность – ставить вопросы на властном уровне, предлагать решения на основе ожидания избирателей.

2.
Экономика должна развиваться по пути интенсификации, а не экстенсивно, производительность должна расти за счет новых технологий, решений, инфраструктуры, образования, компетенций, эффективности труда, а не на основе массового применения неквалифицированной рабочей силы.

3.
Власти обязаны защищать права всех, включая мигрантов, но
в приоритете должны быть трудовые и экономические интересы и права российских граждан.

4.
Правоохранительные органы, власти должны четко пресекать любые посягательства на нарушение закона со стороны приезжих и не делать никаких снисхождений. Да, политическое, административное, коррупционное давление со стороны бизнеса, диаспор и некоторых "лидеров мнений" или даже фигур из власти может быть велико, но именно наши правоохранители – последний рубеж на пути правонарушений со стороны недобросовестных иностранцев или свежеиспеченных сограждан. Если провести мысленный эксперимент и представить, что любое правонарушение, не важно, кем оно совершено, пресекается или наказывается строго по закону, то, возможно, и проблемы с миграцией вообще бы не существовало. Конечно, это идеальная модель, но направление усилий очевидно. И здесь вновь велика роль общества (включая СМИ), оно должно четко отслеживать, как работает правоохранительная система, и требовать здесь эффективности и справедливости от государства. В конечном итоге авторитет закона в государстве зависит от нашего отношения к нему и к его нарушению и влияет на законопослушность приезжающих в Россию. Хороший пример в этом контексте – страны Аравийского полуострова. А еще мы, партия "Справедливая Россия", предлагаем (https://t.me/mironovonline/1979) приравнять коррупцию к госизмене. Думаю, эффект от такого нововведения не заставит себя ждать в том числе и в сфере регулирования миграции.

5.
Не путать справедливое и жесткое требование к приезжим строго следовать законам России с ксенофобией. И не позволять демагогам делать это, сознательно или бессознательно. Россия – многонациональная многоконфессиональная страна-цивилизация, и, пожалуй, не имеющий прецедентов в истории человечества пример мирного и созидательного сосуществования столь многих и столь разных народов. И мы не должны позволять этот мир разрушать приезжим, а тем более – злоупотреблять нашим дружелюбием и терпимостью. Тех, кто так умышленно поступает, надо просто выдворять без права на возвращение.

Конечно, это не все, что можно и нужно сделать для оздоровления ситуации с миграцией. Например, в наш век цифровизации контроль приезжих можно довести до совершенства быстро и без больших затрат, нужна лишь политическая воля.

Жду от читателей других идей и предложений по улучшению миграционной политики в стране.