Тема интереса к учёбе сложная и большая, в одной короткой заметке её не рассмотреть. Здесь я расскажу о приёме, который показывает весьма приличную эффективность. Не идеальную, но вполне достаточную, чтобы попробовать.
Вот что нужно делать – спрашивать у ребёнка о том, что нового или интересного он узнал в школе. Обычно родители сосредотачиваются на оценках, и тогда ребёнок начинает думать, что он учится ради оценок, чтобы порадовать родителей.
Это не самая плохая мотивация, однако, у неё есть существенный минус – она внешняя. В психологии это называют эффектом сверхоправданности (overjustification effect). Суть его проста – если внешнее поощрение (внешняя мотивация) сильнее внутренней, то человек перестаёт вкладываться в занятие как следует (Deci and Ryan, 1985).
Есть и обратный эффект – недостаточной оправданности (insufficient justification effect). Если нет значимого внешнего вознаграждения или вознаграждение не воспринимается как способ контроля, человек решает, что действует исходя из собственных интересов.
То есть, если ребёнок ходит в школу, чтобы приносить оценки, он ходит туда, в общем-то, из-под палки. А если он ходит туда, чтобы узнать что-то новое, он ходит туда из неких внутренних побуждений. По крайней мере, ему так кажется.
Следовательно, родителям необходимо всячески подчёркивать эти внутренние побуждения. Вот какие вопросы можно задавать: «Что нового ты узнал/узнала? Что интересного сегодня было? Чему ты научилась/научился? Что тебя сегодня удивило? Что полезного было? Как это можно использовать в жизни?».
Весьма вероятно, что поначалу ваш ребёнок будет отбрыкиваться, отнекиваться и всячески увиливать от ответов. Во-первых, он может считать это инструментом контроля, во-вторых, он может просто не находить в голове ответы на эти вопросы.
Но если вы будете задавать эти вопросы именно из интереса, чтобы помочь ребёнку сфокусироваться на полезном и нового, то со временем ребёнок сам начнёт думать о школе по-другому – в формате «что полезного/нового я здесь узнаю». В этот момент включится эффект недостаточной оправданности и ребёнок начнёт учиться ради нового и полезного.
Процесс этот, увы, не будет быстрым, но проявите немного упорства – и всё получится.
Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels