Найти тему

У вас дома есть соль? Боже, какая вкуснятина! или Что такое кликбейт

Когда я открыла для себя Дзен, а это было буквально прошлым летом в разгар сезона фруктов и овощей меня будоражил кулинарный контент. Со всех сторон на меня валились печенья, торты, варенья, пироги, джемы, пельмени с подробными инструкциями о том, как это произвести в домашних условиях...

Но поражали меня не столько сами блюда, сколько заголовки, с которыми они публиковались. Но, надо заменить, что прошлым летом с заголовками ситуация была всё-таки приятнее... Один из первых, который меня озадачил, красовался под роликом с пирогом из вытяжного теста. Заголовок гласил: "Этому рецепту 110 лет! Так готовили царям!" Конечно я кликнула и залипла на видео, в котором девушка растягивала кусок текста в тонюсенький, практически прозрачный круг. Потом долго скатывала, потом красиво пекла в красивой посуде... Тогда меня озадачили комментарии к ролику. Почему-то никого не интересовал процесс готовки. Все комментарии были про "В конце концов купи себе словарь!", "Сколько можно писать эту чушь в заголовках?!", "Да прекрати ты уже так ролики называть!" и т.д. Повторюсь: я тогда была новым пользователем Дзена и ещё не познала всей глубины и широты предложения кулинарных блогеров.

После просмотра пары видео с вытяжным тестом Дзен распознал во мне начинающего кулинара и лента начала забрасывать меня видеорецептами.

"Мои соседи просят этот рецепт!" - писал заголовок. Я шла проверять и выясняла, что это рецепт пирожков на кефире. "Бабушка соседка поделилась рецептом!" - сообщал блогер. При проверке выяснялось, что речь идёт о пельменях. "Муж съедает по 4 порции этого!" - кричал следующий заголовок. Выяснялось, что муж - любитель тушеной капусты. "Дети просят ещё и ещё! Готовлю дома по три раза в неделю и даю им в школу!" - сообщал заголовок. И выяснялось, что речь о пирожках "не важно с чем"...

"Почему ты не пишешь нормальные заголовки?" - орали читатели блогерам. "Просто положите тесто в масло! Никто не помнит этот рецепт" - отвечали блогеры...

Что это? Что происходит и почему блогеры продолжают давать материалам издевательские заголовки?

Ответ на поверхности. Блогеру нужно, чтобы его материал просматривали, дочитывали и реагировали на него. Когда Дзен начинался как проект одним из критериев качества контента были именно дочитывания. Пропагандисты Дзена, которые зазывали на платформу авторов обещаниями гигантских выплат, ставили дочитывания во главу угла. И, возможно, когда-то, в самом начале проекта, это действительно было важным фактором качества материала и за это платили... Но я абсолютно точно знаю, что дочитывания никак не влияют на заработок блогера. Основным критерием является активность постоянных подписчиков. Возвращаются подписчики оставить комментарий - за это платят. Идут новые и растут прочтения - нет. Но то ли привычка осталась, то ли какой-то гуру по-прежнему вещает о просмотрах и дочитываниях... Или, что скорее всего, материал попадается чаще в рекомендациях другим читателям, если у него много просмотров и дочитываний...

Приём составления заголовка, который мотивирует на то, чтобы его нажать и таки понять, о чём речь внутри, называется "кликбейтом". Кстати, правилами Дзена кликбейт запрещён, но это тот случай, что "запрещёнка" процветает в полный рост. Чего только не увидишь в заголовках, зовущих внутрь поста... Какие только интриги они не создают. Кулинарные блогеры тут, конечно, впереди планеты всей: "У вас дома есть вилка? Тогда вы сможете приготовить это блюдо!". "Просто жарю муку на сковороде! Боже какая вкуснятина!". "Беру воду и соль! Так готовили царям!". "Просто заливаю хлеб маслом!". "У вас в доме есть банка? Этому рецепту сто лет!". "Просто беру соду и добавляю в воду! Этот японский трюк покорил мир!". Ну и любимое: "На этом салате я похудела на 30 кг три раза!"

Настоящим адом для пользователя, которому действительно нужна информация о каком-то рецепте становится его поиск. Вот видела ты мельком печенье, помнишь внешне, а найти не можешь! Потому что надо же вспомнить: кому его готовили, царям или мужу? Кто бегал за этим рецептом - соседи или бабушки у подъезда? Банка мне нужна для него или вилка? Вода или сода? Масло или стакан?

Но не только кулинары грешат кликбейтом в заголовках. "SHAMAN ответил Пугачёвой!" - пишет заголовок и добавляет к этому фото подмигивающего Ярослава Дронова. "Господи!" - думает читатель. - "Что ж там происходит? Что он ответил? Почему такой хитрый взгляд на фото? Небось ответил, так ответил! А на что ответил? Что она то сказала? Ну-ка пойду почитаю!" И переходит читатель по ссылке, а там история о том, как 10 лет назад на конкурсе Пугачёва спросила юного конкурсанта о чём-то типа "Откуда ты такой красивый и талантливый?", а он ей ответил на её вопрос... "Двойник Киркорова рассказал всю правду о подменах!" - конечно же при прочтении вы выясните, что ни двойника, ни подмен не было. "Комик унизил известного певца в своём новом шоу", "Карлик рассказал всю правду о драках с детьми!", "Уникальный рецепт против седины и выпадения волос! Просто возьмите этот ингредиент и...", "А ваш косметолог давит вам угри в...", "Патриотические яйца моей жены, которыми она накормила всех"...

Так что ж такое этот чёртов кликбейт? Зло или спасение для авторов, которые не могут создать интересный материал? Конечно же, больше это всё-таки второе. Ну плохо у тебя со слогом, плохо с языком, плохо с поводами в конце концов... А подписчики набраны, монетизация капает и нужно, чтобы к тебе ходили. Написать уникальный заголовок по теме да так, чтобы выделиться на фоне других публикаций на схожую тему - это талант, а кликбейт - вариант получить читателя, пусть и возмущённого, но таки читателя. Ведь всегда найдётся тот, кто захочет таки узнать, что за "Горе постигло великого певца", что же "Сказала известная певица после того как наступила на " и что же можно приготовить из банки, вилки, соли и подсолнечного масла, если у вас в доме есть толкушка и ситечко...

Еда
6,23 млн интересуются