Раздумья Алены нарушил отец. Он считал,что в селе настоящая жизнь, без прикрас. Дети сельские любознательные и быстро взрослеющие. С ними ей будет интересно работать. Да и родители пока не нуждаются в помощи,а сами готовы помогать своей взрослой дочери.
Взвесив все "За" и "против" Алена решилась остаться в селе. Она отправилась в районо для трудоустройства. Но там ее встретили настороженно. С красным дипломом и в сельскую школу? А какие причины для такого поступка? А надолго ли она в село?
Алена на все вопросы отвечала обстоятельно , хотя они ей казались совсем не по теме. Тогда заврайоно позвонил в школу, спросил у директора ,знает ли он Алену. Директор ответил утвердительно, но заврайоно продолжил задавать ему вопросы. Оказалось, что для дочки завуча было зарезервировано место, а вдруг какая то Алена на него претендует. Директор сказал, что дочь завуча будет учиться еще год, а в школу нужен историк и надо Алену брать, а там время покажет.
Алена чувствовала себя не очень уютно , но спокойно вытерпела такое отношение. Она оформила все документы на поступление на работу и, счастливо выдохнув, вышла из районо,которое стало уже ей чужим.
На следующий день она пришла в школу. Но застала там только дежурного учителя -все были в отпусках . Попросила ключ от кабинета истории, сходила туда, осталась неудовлетворенной состоянием наглядных пособий. Быстро набросала план подготовки к учебному году и решила терпеливо ожидать выхода из отпуска директора или завуча.
А тем временем она готовилась к встрече одноклассников. В назначенную субботу она пришла в школьный двор первой. Затем появились и другие одноклассники. Все радовались встрече, много говорили, рассказывали о своих успехах. Было интересно и весело. Алена о себе рассказала последней. Всех очень удивило ее решение работать в родной школе. Никто не забыл тройку Алены по любимой ею истории. Ведь неспроста она появилась. И работать с теми, кто подлость тебе сделал?
Разговор пошел совсем иной. Вспомнили, сколько несправедливости было в поведении учителей. В селе каждый на виду. К детям колхозников относились без большого внимания. А дети работников торговли, райисполкома и прочих служащих были окружены вниманием учителей. Если предмет им не давался,то и дополнительные занятия проводили , и контрольные позволяли переписывать. Стали вспоминать подобные разные случаи. Вдруг вспомнили про сестер Зину и Дину. Оказалось, что Зина вышла замуж и уехала к месту службы мужа-офицера, а Дина перевелась на вечернее отделение,чтобы одновременно учиться и практиковать. Алена знала правду, но сдержала слово и не рассказала одноклассникам,как сестры-медалистки не смогли сдать сессию и были выдворены с дневного отделения. Много в тот вечер вспоминали разных школьных случаев, о некоторых Алена услышала впервые, ведь она лишь год училась с одноклассниками.
За несколько дней до начала учебного года всех учителей собрали на педсовет, представили Алену коллективу. Встретили ее тепло, было много пожеланий и напутствий от старших коллег. Алена была обрадована таким приемом, она переживала,как пройдет ее вливание в коллектив. Оказалось, что переживания ее были напрасными.
1 сентября в школьном дворе прошла традиционная линейка. Алена вспоминала, что так и ее 10 класс шесть лет назад стоял в центре площадки, как и нынешний выпускной класс. Только их класс был по численности больше. А в остальном все было без изменений, как и не было лет ее учебы в институте.
И начались школьные будни. Для Алены каждый день был открытием, она готовилась к урокам очень тщательно, хотела заинтересовать ребят историей . У нее было много планов и она реализовывала из день за днем. А еще ей поручили классное руководство в 7"А". Оказалось,что в классе из 28 учащихся- 20 мальчиков. Несколько человек было из других сел и неделю жили они в школьном интернате, а значит им нужно было дополнительное внимание. Но Алену это не пугало.
В осенние погожие дни она отправлялась со своим классом на прогулки по окрестностям села. Ребята были в восторге,что после занятий они идут не домой, а на прогулку. Как позже оказалось всех дома ждала работа по уборке огородов, а прогулка-это развлечение, поэтому она вызывала восторг. В этих походах Алена узнавала своих детей лучше,чем в классе узнала бы за месяц. С собой просила брать что-то перекусить. Ребята приносили яблоки и хлеб. В следующий раз она принесла для всех бутерброды с маслом. Дети были обрадованы угощению, а Нюша незаметно разломила бутерброд пополам, сложила его маслом внутрь и положила в карман.Алена предложила ей завернуть бутерброд в бумагу,девочка смутилась, но бумагу взяла.
На следующий день от учителей Алена узнала,что Нюшу воспитывает бабушка, живут материально тяжело. Ей стал ясен поступок девочки,она понесла бутерброд бабушке. К ним домой она решила наведаться не откладывая.
Алена с радостью спешила в класс по утрам. На столе стоял букет из осенних цветов. В каждом палисаднике сельских домов было буйство осенних цветов :там красовались астры, сентябрины, георгины . И дети несли из них букеты в школу. Как то услышала слова технички:- Скоро мороз побьет цветы,вот и несут в школу охапками. Как бы то ни было,но ей было приятно внимание детей.
В октябре пошли дожди, жизнь в школе оживилась. Ребята не спешили домой. Начали работать кружки. Алена на кружке по истории предложила старшеклассникам заняться исследовательской работой по сбору материалов о истории села, оборудовать музей сельского быта. Идея была подхвачена и ребята понесли для музея экспонаты.
Завуч послу уроков пригласил Алену к себе в кабинет. Алена была уверена, что он поддержит идею с музеем. Но она ошиблась.Завуч принялся отчитывать молодого педагога за самоуправство и несогласованность ее действий с руководством. Алена пыталась возражать, ведь еще в сентябре она представила план работы кружка,где все подробно излагала про музей. План никто не смотрел-сделала она вывод, раз сейчас только о музее. Но она не собиралась сдаваться, тем более у ребят появился интерес к сбору экспонатов. И сказала завучу, что работу в этом направлении не оставит, если надо будет ,то пойдет к директору или в районо за поддержкой. Завуч ничего не ответил, но глаза его светились по недоброму.
В ноябре в школу из районо нагрянула внеплановая проверка. Инспекторы отправились по классам на уроки. Пришел проверяющий и в кабинет истории. Алена спокойно начала урок. При опросе поднялся лес рук желающих отвечать. Проверяющий удивленно смотрел на происходящее, за 15 минут Алена опросила почти весь класс и перешла к объяснению нового материала. Урок прошел на одном дыхании.
В кабинете директора проверяющий высказал восхищение организацией урока. Он хвалил Алену и ее учеников,делился полученными положительными эмоциями от их работы в классе. Директор поблагодарил проверяющих за отзывы. Когда проверяющих проводили, он спросил завуча ,почему тот ему не говорил о музее и новаторстве исторички. Ведь проверяющие обещали обобщить ее опыт работы и пригласить на семинар и открытый урок историков всего района. Завуч не нашел, что ответить, только опустил глаза. Хотел наказать проверкой, а получилось совсем иначе.
У Алены вся жизнь была связана с работой. Родители видели ее успехи, но хотелось,чтобы дочь и личную жизнь устроила. Для взрослой девушки с образованием в селе было мало мест для равного общения. В школе коллеги были старше нее, в клуб на танцы приходили ребята помоложе. После армии они гуляли год-два и женились, а женатые ходили только на киносеансы. Несколько раз они заводили разговор на эту тему, но Алена только отмахивалась.
Она часто заходила в сельскую библиотеку, там работали две молодые девушки. Как то они разговорились о том, что город хорош возможностью сходить на концерт или спектакль, а в селе этого нет. Алена и предложила создать народный театр. Собираться в библиотеке на репетиции, а потом показать спектакль односельчанам. Девушкам идея понравилась и они незамедлительно приступили к ее реализации и написали объявление о наборе в труппу театра и первом сборе в предстоящую субботу.
Девушки переживали, боялись, что не соберется народ. Они ошиблись, да еще как! На встречу пришло более 20 человек. Были среди них несколько старшеклассниц, две пожилых учительницы, супружеская пара из ветлечебницы, а остальные - молодые парни! Все хотели участвовать в постановках спектаклей. Алена начала заниматься с участниками кружка сценической речью и пластикой, а Наташа-одна из библиотекарей стала подбирать сценарий.
Все настаивали собираться по три раза в неделю. Алена согласилась, понимая что инициативу нельзя останавливать. Пока не начались репетиции спектакля, обсуждали просмотренные кинофильмы и прочитанные книги. На школьной перемене в Алене подошли ребята из старших классов и предложили организовать театральный кружок в школе.
Алена понимала, что в школе этим должен заниматься учитель литературы, и сказала о желании учеников на педсовете. Учителя с интересом слушали ее предложение, а Анна Ивановна- учитель русского языка в старших классах сказала, что живет она далеко от школы и не может задерживаться вечерами, так как дома ее ждут двое детей-школьников. Тогда предложения по организации кружка посыпались в адрес Алены. Она пригласила всех в библиотечный театр. Библиотека располагалась в центре села, работала вечерами и там было очень удобно собираться и учащимся и другим артистам. На том и порешили, но директор напутствуя Алену, просил школьные интересы ставить на первый план и при необходимости поставить спектакль силами учащихся.
Алена за всеми своими делами не замелила как закончилась зима, пронеслась быстро весна и наступило тепло. Общественная работа была свернута с началом огородных работ и подготовкой к экзаменам. У нее было много планов на дальнейшую работу в школе.Но ее вызвали в районо и предложили перевод в другую школу района завучем. Она стала отказываться, опыта у нее маловато, надо еще поработать преподавателем.
На что ей сказали, что как преподавателя ее ценят, уверены, что сможет она справиться и с обязанностями завуча в небольшой школе. Алена не привыкла прятаться за чужие спины, знала,что справится, но ей до слез было жаль ребят своего класса. Она попросила несколько дней на раздумья.
Всю дорогу домой она вспоминала начало своей работы, как встречали ее мальчики,чтобы донести до школы сумку с тетрадями, как несли ей букеты цветов и радовались вместе хорошим отметкам. Как ходила она по домам, знакомясь с условиями жизни ребят.Родители встречали учительницу настороженно, а разговорившись, не хотели отпускать без угощения чаем.
Алена нашла подход к каждому из своих учеников, знала их слабые места и возможности, радовалась их достижениям. Вместе с ними шел и ее рост. Она понимала и то, что дети вырастут и уйдут во взрослую жизнь. У них будут воспоминания о школе, но задержать их будет невозможно. И расставание произойдет неизбежно.
Дома родители поддержали предложение о переводе в другую школу завучем. На следующий день Алена сказала директору о своем согласии на перевод. Он этим известием не был сильно удручен, за Алену порадовался и сказал,что на ее место есть кандидатура. Об уходе решили коллегам и ученикам объявить в последние дни учебного года. Но новость стала достоянием всего села за считанные часы. Алена подумала, что раз новость узнали, то к расставанию все будут готовы.
Не обошлось без грусти и слез прощание со своим классом. А вот увидев преемницу Алена удивилась. Это была дочь-близняшка завуча Дина. Вот для кого освобождалось место, поняла Алена. Но все,что не случается-случается к лучшему. Летом Алене предстояли хлопоты по переезду к новому месту работы.
Продолжение следует