"Мимо Парижа проезжаем!" - веселимся мы каждый раз, когда на трассе из Екатеринбурга в Башкирию встречаем дорожный указатель с направлением в Париж, до которого остаётся пара километров. И это не шутка: там поблизости ещё есть Фершанпенуаз.
Челябинская область раскинулась посреди Уральских гор. Дороги, которые проходят через Урал-камень, удивительно живописны - будто материализовались со страниц волшебных сказок. Горы то встают каменистыми грядами, то красуются зелёными шапками, покрытыми травой-муравой.
И только проходишь Симский перевал - такой крутой и завёрнутый, что дух захватывает! - только выходишь на более-менее ровную дорогу - как нате вам: Париж. Откуда бы тут такое ненашенское название? Не иначе, покорив Париж в 1812 году, наши солдаты вернулись домой - и оставили память о победе над французами в названии уральского села.
Но это всего лишь предположение, никак не согласующееся с исторической правдой. Оказывается, оригинальный топоним появился на Урале совсем не сразу после победы над Наполеоном, а лишь спустя 30 лет после неё - в 1843 году. Одним росчерком пера какого-то пермского чиновника французские названия получили несколько уральских поселений нагайбаков.
Причина этого до сих пор неясна. Некоторые краеведы даже думают, что никакой особой причины и не было: а просто чиновнику так захотелось - и всё тут. Но "Париж" закрепился - точно так же, как и Фершампенуаз. Последний уральцы кличут запросто - "Фершанкой". Так по-русски. Ну, разумеется, без оригинального дефиса.
Ну хорошо, про Париж более или менее понятно. А нагайбаки? Откуда они взялись среди отрогов Уральских гор? Ведь это кавказская народность, пусть отчасти татарская! Каким же образом кавказцы появились на Урале, за тысячи километров?..
Эта разгадка попроще будет, чем истоки Парижа. Дело в том, что в начале 19 столетия башкиры и киргиз-кайсаки (эта народность теперь называется казахами) делали набеги друг на друга. Замирить их не удавалось никак: представляете, в это время они продолжали не просто разорять поселения друг друга, но и уводить в рабство население.
И тогда Николай 2 велел переселиться на Урал на границу между жительством двух враждующих народов казаков нагайбаков с Кавказа.
Нагайбаки считают, что в их жилах течёт кровь 9 национальностей: происходят они от татар и ногайцев (помните же Ногайскую орду?), но ещё перемешались они с армянами, бухарцами, персами, аравитянами, тептярями... И стали принимать христианство начиная с XVII века. А во времена Анны Иоановны (1736 год) нагайбаки получили статус казачества.
Кстати, одним из первых атаманов нагайбаков был отец великого русского полководца Александра Васильевича Суворова - Василий Иванович.
Однако вернёмся к Парижу - у нас на Урале парижане так и просили записывать себя во время переписи населения: "нагайбаки", "нагайбакские казаки". И очень долго сохраняли все исконные традиции своего народа. Одной из примечательных традиций было ткачество.
Ткацкие станки, на которых парижские нагайбаки ткали ткань для своей традиционной одежды, белья и полотенец, до сих пор сохранились в местных сарайках и чуланах. Часть, правда, разобрали челябинские музеи и теперь выставляют вместе с разнообразными нагайбакскими полотенцами на выставках.
Одна из таких выставок приехала к нам в Екатеринбург (дорога не дальняя, от Челябинска до Екатеринбурга 4 часа езды меж Уральских гор). Центр традиционной культуры народов Урала, что располагается в усадьбе Ошуркова на улице Чапаева, представил парижские экспонаты из жизни нагайбаков. Здесь я и узнала о тайнах появления Парижа меж отрогов Урала.
Ещё почитать об Урале:
путешествия историяроссии урал париж народныетрадиции