- Расскажи, чего тебе хочется? О чем мечтаешь?
- Да ничего, не знаю.
- А каким себя видишь в будущем?
- Не знаю.
- Ну а в школу зачем ходишь?
-Учиться...
- А учиться зачем?
- Чтобы знать.
- Что знать.
- Ну, что скажут.
Этот диалог происходил за последние месяцы слишком часто, чтобы оставить без внимания закономерность - очень многие дети и подростки ничего не хотят.
И не хотят они не потому, что "нехочухи", надулись и играют с нами, взрослыми. А потому что они и правда не знают, что значит хотеть, мечтать, желать.
У них нет на это времени, энергии и желания.
Они превращаются в биороботов: "делаю, потому что должен", "потому что так правильно", "я должен учиться, чтобы хорошо зарабатывать". А зачем??
В глазах нет огня, плечи направлены вперёд, голова опущена, за спиной рюкзак, а следом толпы биороботов 10-12 лет, которые всё делают, но ничего не хотят. За ними толпы других, постарше - они и не хотят, и не делают.
Как так случилось и в чем причины? Куда девается живой блеск глаз, подвижность и желания?
*Сделаю небольшое отступление и скажу, что это лишь мои мысли и выводы. Эти свои выводы я не раз обсуждала с психологами и педагогами и находила отклик. Эти выводы меня волнуют, я верю, что в наших силах быть гибкими, мудрыми взрослыми - действовать в наилучших интересах детей и их будущего.
Итак, я начну с первой из причин - царей апатии.
1. Пример.
Ожидания от взрослой жизни у подростков формируются на основе того, что они видят перед собой - пример родителя.
Я об этом уже писала материал: "О счастливых родителях".
Если взрослый ничего не делает, не хочет, не мечтает, лишь констатирует происходящие вокруг горести и беды, - отчего ребёнок захочет в эту взрослую жизнь идти?..
Мы, взрослые, можем подавать пример - не только своими достижениями, но и своими действиями.
2. График
Вариант 1: перегруз
Все специалисты, работающие с детьми и подростками, от педагогов до специалистов по питанию отмечают, что в современном игре дети работают подчас больше взрослых.
Допустим:
8 часов на сон (по стандарту)
6 часов в школе (в лучшем случае)
1,5 часа дополнительных занятий
2 часа на дорогу
3 часа на еду
2 часа на домашние задания
Итого: 22,5 часа.
И здесь не учтены водные процедуры, домашние дела, общение с друзьями и прогулки. Да и домашние задания порой занимают значительно больше времени и вовлекают в процесс всю семью.
У иных подростков занята каждая минутка лишь бы "не страдали ерундой" и "не валялись без дела".
"Ведь обленится совсем, выбросит свое время в трубу. А мы, взрослые, теперь уже знаем, как ценно время."
"Ведь я бы, вернись в его годы, учил языки, создавал бизнесы, девчонками интересовался..."
"Да ведь у нас и возможностей не было. А у него какие - куча кружков, деньги есть, комната своя, подарки крутые... И ничего!"
Перегруженный график влечёт за собой отсутствие времени на мысли. Цитирую одного своего ученика:
"Я бы хотел думать разные мысли, думать о себе, о мире".
Это естественная потребность человека - мыслить. И естественный, но подчас забытый кайф - от рождения хорошей мысли.
За простотой и притязательностью гаджетов, за нехваткой времени, за яркостью эпохи, крайними педагогическими взглядами, мы забываем о полете мысли, без которого развитие невозможно.
У подростка обязательно должно оставаться время на свои мысли. И тут речь не про отдых, который "смена видов деятельности", или игра на приставке, а именно время на "без-делье". Хотя бы полчаса.
Именно в моменте, когда подросток валяется на кровати, слушает музыку, происходит полет его мысли, фантазирование, мечтание.
Мечты, свободное мышление без цели, фантазии дарят любому человеку внутреннюю гармонию, радость саморазвития, позволяют почувствовать себя свободным.
Вариант 2: чрезмерная свобода
Встречаются и другие - те, которым родители предоставляют свободу и самостоятельность, те, кто сами формируют свой график.
Один из этих самостоятельных и очень разумных подростков много раз упомянул на занятиях со мной, что ему не хватает распорядка и что по распорядку ему живётся легче.
Тут я бы предложила вспомнить исследование "Вселенная 25" (если ещё не читали, обязательно изучите). Если кратко: в идеальных условиях, где не нужно бороться за выживание, популяция крыс вымирала.
Homo sapience развивался на протяжение десятков тысяч лет, потому что боролся за выживание: нуждался в еде, в одежде, в красивых женщинах, в большей территории, в продлении жизни, в удобстве. Мозг Homo sapience прекратил увеличиваться и меняться структурно, когда он перестал яростно бороться за жизнь. Технологии последних десятилетий упрощают и нашу жизнь, и наш интеллект. Согласно исследованиям учёных, мы, современные люди, в отсутствии значительных трудностей - деградируем.
Это я к чему?
Слишком лёгкая, не обремененная решениями, вопросами, ошибками, жизнь для подростка (да и для любого человека) - опасна именно апатией. Если не нужно бороться, не требуется преодолевать себя, все вокруг нежны и гуманны, есть высокий шанс потерять смысл жизни, радость достижений и желания.
Вывод:
И те и другие, и перегруженные и слишком свободные теряют интерес, зачастую используют слово "скучно", с головой улетают в виртуальный мир, если появляется такая возможность, и не могут себя оттуда вытянуть.
ТАК ГДЕ ЖЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?
Сколько личного, свободного времени давать подростку и на что?
Безусловно график должен быть индивидуален. И он точно должен быть. Он зависит от многих факторов:
- особенностей здоровья;
- специфики внутреннего режима (когда для человека самое эффективное время для интеллектуальной деятельности, а когда ему нужен отдых и сколько);
- возраста (так старшие подростки должны уметь самостоятельно формировать свой график и сверять его с родителями);
- склада характера и интересов (соблюдать баланс для всестороннего развития: любит общаться - обязательно проводить хотя бы час в тишине и спокойствии, любит одиночество - проводить хотя бы час в сообществе).
Кстати, удобный способ составления графика уже с 7 лет я показала в видео "Планирование дня по таблице Канбан".
3. Игры.
"Ну какие там игры у подростков? Непотребства да компьютерные симуляции..." И какое отношение игры имеют к апатии?
Помню в подростковом возрасте моим любимым временем было то, когда все уходили из дома, и я расставались одна. Так вот я не смотрела телевизор. Я играла. Сказывалась, видимо, тяга к театральному перевоплощению.
Я переодевалась, представляла себя в разных ситуациях, разыгрывала сцены взрослой жизни. Это было круто!
Скажете, потому что у меня не было в то время смартфона и крутых компьютерных игр?..
А что дают по сути компьютерные игры-стрелялки и стратегии? Они дарят роль. Они предоставляют возможность быть (а не пробовать/казаться) взрослым, планировать, реагировать, справляться с трудностями, побеждать. Не это ли и есть взрослая жизнь?
Технологии позволяют, сидя на одном месте, легко и просто попадать в другую реальность и вести иную жизнь.
Не требуется самому изобретать, надевать другую одежду и долго выстраивать отношения. Невероятное, крутое - стало простым и повседневным.
Игра - это основа взросления, симуляция жизни.
Игры - это радость жизни.
И потому играть нужно уметь. Играть можно и нужно научить.
Подростка? Да во что с ним играть? Не в слова же?
Отсутствие игр или ограниченность мира игр лишь компьютерными сказывается на развитии интеллекта, процесса мышления, процессов взросления, на отсутствии креативности (а как без неё чего-то желать?), на неумение самостоятельно создавать роли и реальности ( это и есть будущее).
Игра - уникальный творческий процесс, затрагивающий множество функций мозга. Это родоначальник креативности, стратегического мышления, ответственности, понимания последствий и стремления к результатам.
И речь не только и не столько о том, как отвлечь от компьютерных игр молодого человека, сколько о том, как научить чувствовать игру, создавать игры, играть и жить.
Если компьютерные игры родитель запрещает, он должен дать этому равноценную замену - столь же яркую и ещё более эффективную. Думаю, об этом напишу отдельный пост. Слишком уж широкая и интересная тема.
Подведу итог:
"Я НЕ ЗНАЮ, ЧЕГО ХОЧУ" - это результат многих факторов, причиной которых становится не только компьютеризация мира и сознания, специфика школьного образования, гаджеты и ЕГЭ, но и то, что мы взрослые говорим им, как себя с ними ведем и что ставим во главу угла.
🧡Благодарю вас за внимание, комментарии и лайки!
Продолжение следует!
#живаяшкола #дети #подростки #воспитание #график #игры #пример