Времена, когда у нас могли отобрать деньги прямо у банкомата, безвозвратно ушли. Современные мошенники не нуждаются в использовании таких грубых методов «работы». Им всё это больше ни к чему — вполне хватает доверчивости жертв и их финансовой безграмотности, а также недобросовестности тех сотрудников финансовых организаций, которые налево и направо продают данные своих клиентов.
Сегодня на любого из нас всего за несколько минут можно оформить кредит — достаточно знать, как это сделать. Украденные, утерянные или поддельные документы значительно упрощают данную задачу. Мошенники знают самые разные способы получения займов, прекрасно осведомлены о том, как устроены системы безопасности и программное обеспечение банков и МФО.
Основная цель мошенников сегодня — получить деньги немедленно и скрыться с ними, пока жертва ничего не подозревает.
Можно ли как-то минимизировать риск потери денег?
Застраховаться от попыток мошенников украсть ваши деньги полностью невозможно. Но кое-что сделать вы можете, чтобы хоть как-то снизить риски:
- Следите за действиями по вашим картам через мобильный банк, чтобы вовремя увидеть подозрительные операции.
- Не платите за покупки через интернет своей основной банковской картой. Лучше всего завести для таких целей отдельную карту и переводить туда перед покупкой ровно ту сумму, которая вам потребуется. А на остальных вы можете, например, выставить запрет за покупки в интернете — у некоторых банков в приложениях есть такая функция. Тогда при попытке оплатить что-либо через интернет по данной карте операция просто будет отклоняться банком.
- Не храните все деньги на одном счете или на одной карте — разделите их. И даже если злоумышленники смогут получить доступ к вашим средствам, они не смогут украсть сразу всё. Для кредитных карт будет разумно установить лимиты.
- Не переходите по ссылкам для оплаты из подозрительных сообщений.
- Запомните CVV код с банковской карты, а с самого пластика его лучше стереть — без этого защитного кода проверки подлинности банковская карта практически бесполезна.
- Если вам звонят и представляются работником банка, просто положите трубку и самостоятельно позвоните в банк по телефону горячей линии.
- Никогда и никому не сообщайте PIN-коды от ваших карт и коды из SMS-сообщений от банка. Важно понимать — банки защищают персональные данные своих клиентов, но если секретные сведения или коды передаются мошенникам добровольно, убытки клиенту никто не будет компенсировать. Рассчитывать на это клиент может только в том случае, если утечка его данных произошла по вине самой финансовой организации.
- В случае, если вы потеряли сумку с документами и кошельком, немедленно заблокируйте — у некоторых банков можно временно заморозить — ваши банковские карты и заявите об утере паспорта (в ближайшем отделении МВД) и СНИЛС (в МФЦ или Клиентской службе ПФР). Пароль в личном кабинете банка следует сменить, как и PIN-коды карт.
- Некоторые БКИ предлагают сервисы для защиты от мошенничества — если кто-либо предпримет попытку оформить кредит на ваше имя, вы получите от БКИ уведомление о появлении в базе новой заявки (или нового кредита) и сможете своевременно на это отреагировать. Банк по закону обязан передавать информацию о заявке на кредит в бюро кредитных историй. А если вы не планируете подключать такой сервис, вы можете самостоятельно отслеживать свою кредитную историю, чтобы своевременно обнаружить утечку персональных данных.