Глава 4.
Жизнь в интернате текла размеренно. Подъем, зарядка, умывание, завтрак, уроки, обед, прогулка, самоподготовка, кружки, прогулка, просмотр телевизионных передач, подготовка ко сну и баю бай. А с утра все сначала.
В столовой было три зала, кормили детей в две смены. Накрывать на столы помогали дежурные. Кормили в интернате хорошо, но все блюда были очень жирными. Шеф-повар Иван Михайлович так себе представлял вкусное: в первых блюдах должен сверху на сантиметр плавать жир, в кашах тоже лужи масла, пирожки с повидлом размером с лапоть. На такой диете школьники быстро поправлялись. Маша приехала в интернат худенькая, а спустя некоторое время стала крепенькой, как боровичок. Я ее такой увидела впервые.
Помню, что между вторым и третьим уроком на большой перемене был полдник. Дежурные бежали рысцой в столовую и несли оттуда в маркированных для каждого класса тазах куски белого хлеба с горкой повидла, по два пряника, по стопочке печенья или по этому самому лаптю - жареному пирогу с повидлом. Вот запивали мы это чем-нибудь или ели всухомятку, не помню. Наверное, не запивали. Канительно со стаканами бегать. Вот на экзаменах точно поили компотом.
Однажды дежурный с таким тазом загляделся на то, как бойлер выкачивает из сливной ямы содержимое, разинул рот, подошёл к самому краю этой ямы и свалился туда. Успел только взвизгнуть. Хорошо, что водитель услышал, выскочил из машины, заорал сам
Сбежались работники столовой, вытащили несчастного ротозея
Зачем он поперся на хоздвор? А вытаскивали его долго, он от жира стал скользкий, срывался опять и опять. Спасённого бедолагу потащили в баню отмывать, совали ему два пальца в рот, чтобы из него вышла вся гадость, которую он успел проглотить. Конечно, с тех пор ворота хоздвора во время работы бойлера стали запирать, наученные горьким опытом.
Все ждали выходных. Рутина на это время отменялась. По субботам и воскресеньям были поход в сельский Дом культуры в кино и танцы в интернатском клубе под баян и под пластинки.
В кино ходили в воскресенье после завтрака. В 10.00 начинался специальный сеанс для учащихся школы интерната. Шли колонной: впереди первоклассники парами, взявшись за руки, замыкали колонну степенно шествующие старшеклассники, делавшие вид, что не замечают глазевших на них жителей поселка. Фильмы показывали те же, что и на платных сеансах. Мальчишки и девчонки рассаживались по местам. У каждого класса было определенное место. Малыши впереди, старшие (с удовольствием) сзади, особенно задние места любили те, кто уже крутил любовь. Только вот на последнем ряду сидела старший воспитатель, зорко наблюдавшая за воспитанниками. Иногда гас экран и в кромешной темноте раздавалась чья-то реплика: "Темнота - друг молодежи!", а вслед за ней дружный смех.
Перед ужином по субботам были танцы. Интернатский клуб небольшой, с маленькой сценой и зрительным залом. В нем проводились все праздники, концерты и, конечно, танцы. Как же без них? Маше запомнилось, как они с подружками собирались, волнуясь, как Наташа Ростова перед первым балом. У зеркала была очередь. Ну вот, волосы, обычно заплетённые в косички и уложенные корзиночкой с двумя бантами, распущены, расчесаны, бровки и так хороши, глаза сияют. Идём на танцы! Хотя интереса к противоположному полу ещё абсолютно нет, но сам факт - танцев волнует Машу и ее подружек. И вот интернатский баянист и учитель пения Гудков Сергей Андреевич растянул меха видавшего виды баяна, пробежался по кнопкам и полилась мелодия. Что это? Да, полька же! И не простая, а переходная полечка. Ученики весело встали в пары, выстроились друг за другом, вернее, пара за парой и принялись выплясывать, потом поменялись партнёрами, потом опять и так, пока не закончилась музыка. Танцевали в основном девочки, мальчишки подпирали стены, дожидаясь медленных танцев под проигрыватель. Педагоги танцевали вместе с детьми, показывая пример. Такого веселого танца я больше нигде не видела. Раскрасневшиеся девочки ловко перебирали ногами, притопывая и подпрыгивая. Баянист играл, как в последний раз! Потом танцевали вальс. Учителя и воспитатели подхватывали девчонок и мальчишек и кружили их в вальсе. Старшеклассницы танцевали самостоятельно. Потом была кадриль, потом Летка-енька. Вторая половина танцев проходила уже под пластинки, а Сергей Андреевич застегивал баян, укладывал его в футляр, окидывал довольным взглядом танцующих и уходил, не прощаясь. Он свое дело сделал. Замечательный был учитель пения у нас, можно сказать, лучший. Мог сыграть любую песню и по нотам, и на слух. Все его обожали за покладистый и весёлый характер. Наш интернатский хор, которым он руководил постоянно занимал первые места в смотрах художественной самодеятельности в районе. Мы с Машей пели вторыми голосами в вокальной группе.
Запомнилась песня "Криницы" мелодичная, на три голоса. Очень красивая песня. И в танцевальном кружке у моей мамы мы занимались вместе. Маша прекрасно танцевала, легко. Из нашего класса много девочек ходили в танцевальный кружок. Мы были одного роста и веса, как близнецы. Не худенькие, да и не толстые, а в самый раз!