Первыми в мире бензоколонками считаются помпы Баузера.
Французская компания TotalEnergies (четвертая по объему добычи нефти и газа в мире) решила продать все 1600 заправок в Германии и Нидерландах. Что побудило к таким действиям? Совет директоров уверен, что к 2035 году большинство машин на дорогах будут электрическими, а заряжать их станут дома. Сверхдоходов от заправок ждать не стоит.
Сбудется такой решительный прогноз или нет, увидим совсем скоро. Если да, то история заправочных станций придет к тому, с чего начиналась.
Как работали первые в истории автозаправки? Почему топливо продавали в аптеках? И когда появилась заправочные станции в России? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Первые электромобили и зарядные станции
Начиналась эта история еще в начале прошлого столетия, когда никаких автозаправочных станций не было в помине. И автомобили тогда чаще не заправляли, а заряжали. Ведь большинство машин ездили не на бензине или паре, а на электроэнергии.
"Они были проще бензиновых машин в эксплуатации. Например, не нужно было переключать передачи", – говорит сотрудник Музея Генри Форда Мэтт Андерсон.
Мало кто знает, что первые электромобили появились раньше, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Электрокары били рекорды продаж и скоростей. Именно на авто с электродвигателем бельгийский гонщик Камиль Женатци впервые преодолел скоростной рубеж 100 километров в час. Даже отец американского автопрома Генри Форд поначалу ездил на электромобиле.
"В начале XX века электромобилей продавалось в разы больше, чем машин с бензиновыми моторами", – отметил эксперт.
Одну из первых зарядных станций для электромобилей построил знаменитый американский изобретатель Томас Алва Эдисон. Станция находилась в Вест-Ориндже, штат Нью-Джерси.
"Эдисон установил зарядную систему в своем гараже в 1908 году. Раньше здесь располагался каретный двор", – рассказал смотритель Национального исторического парка Томаса Эдисона в Нью-Джерси Бен Болджер.
Фото: © скриншот видео
Бизнес Эдисона шел в гору, поскольку он не только заряжал электромобили, но и торговал аккумуляторами собственного производства. Стоили они немало – около 600 долларов. Цена одного только аккумулятора для электрокара была сопоставима с ценой бензинового автомобиля.
"Технология электроаккумулятора по тем времена была баснословно дорогой и эти машины, бывало, стоили по две-три тысячи долларов. Ford стоил всего 600 долларов по тем временам", – поведал автожурналист Андрей Трой.
Ford T, также известный как "Жестяная Лиззи", поставил крест на массовом производстве электрокаров. Генри Форд выпускал этот дешевый автомобиль миллионными сериями и постепенно вытеснил с рынка дорогостоящие электрические модели. Ведь двигатели внутреннего сгорания совершенствовались, а производители электрокаров не могли решить ключевую проблему своих машин, которая остается актуальной и в наши дни.
"Их главные недостатки – это ограниченный запас хода на одном заряде, а также огромный вес аккумуляторов", – пояснил сотрудник Музея Форда.
Почему топливо продавали в аптеках
С падением спроса на электрокары зарядные станции терпели убытки и банкротились. Вместо них в США и Европе начали открываться первые топливные заправки. Любопытно, что до их появления водители покупали горючее в аптеках. Такая практика возникла с подачи Берты Бенц – супруги пионера автомобилестроения Карла Бенца.
Фото: © скриншот видео
"Берта Бенц, жена того самого Карла Бенца, отправилась из Мангейма к матери. Ехать ей надо было далеко, около 100 километров. И, естественно, проехать это расстояние на машине с крошечным баком объемом всего четыре с половиной литра было просто невозможно. И Берта заехала в аптеку в городе Вислох", – поделился подробностями Трой.
Берта Бенц купила в аптеке несколько флаконов лигроина. Этот нефтепродукт фармацевты продавали как лекарство от кожных болезней, а также как чистящее средство. Подошел лигроин и в качестве топлива – первые автомобили Бенца были неприхотливы к горючему.
"Углеводороды в то время уже существовали. Это сама нефть, которую качали и использовали в промышленности. В том числе и возгонкой добивались того, что все, что горит, можно было использовать", – рассказал автоэксперт, ведущий программы "Минтранс" на РЕН ТВ Вячеслав Субботин.
Как работали первые в истории бензоколонки
Автозаправочным бизнесом аптекарей вскоре занялись и владельцы супермаркетов. Они продавали горючее уже не флаконами, а цистернами. Станции техобслуживания начала XX века располагались в хозяйственных магазинах. В них можно было купить бензин и масло. Топливо отмеряли галлонами в металлические ведра или лейки.
Бензин лили в ведра до 1905 года, пока американский изобретатель Сильванус Баузер не разработал топливный насос. Это была примитивная помпа, которая подавала горючее в автомобиль по гибкому шлангу.
"Вы просто снимаете шланг, вставляете его в бак, а затем крутите ручку помпы", – объяснил коллекционер, владелец музея в Колорадо Мэл Бернштейн.
Фото: © скриншот видео
Помпы Баузера считаются первыми в истории бензоколонками. Эти заправочные системы заработали сначала в провинциальном Сент-Луисе, а затем по всей Америке. Имя их изобретателя стало нарицательным – в США баузерами начали называть любые топливораздаточные колонки.
"В одной из колонок 20-х годов прошлого века топливо сначала подавалось в стеклянный резервуар, чтобы водитель мог убедиться в чистоте бензина. За характерную форму эти модели прозвали Мэй Уэст – в честь американской актрисы, секс-символа тех лет", – отметил коллекционер Роб Майерс.
Первые автозаправочные станции в США устанавливали прямо на обочинах. Это провоцировало гигантские пробки.
"Машины стояли на обочинах, перегораживали часть полосы, и все ради того, чтобы попасть к этой бочке с заветным насосом. Ни о каких магазинах при заправочных станциях, ни о какой безопасности, ни о каком распределении потоков автомобилей речи тогда вообще не шло", – подчеркнул автожурналист.
Вдобавок заправка автомобиля занимала немало времени, поскольку ручная помпа работала медленно. Все изменилось с появлением электронасосов, а также систем точного дозирования топлива.
"Бензин раньше дозировали буквально кто во что горазд, любым способом. В те времена пролив бензина из бака был абсолютно нормальной вещью. В 40–50-х годах, по крайней мере в США, бензоколонки уже стали более похожи на современные: они предлагали не только бензин разных сортов, но и разные услуги", – говорит эксперт.
Фото: © скриншот видео
Первые автозаправки в России
В России, как и в США, водители поначалу заправлялись в аптеках. Но вскоре правительство запретило фармацевтам хранить большие объемы бензина на своих складах.
"Дело в том, что бензин имеет нехорошую привычку воспламеняться, особенно его пары. И когда его хранили в аптеках, очень часто это взрывалось, и выгорало полквартала", – рассказал Трой.
В 1911 году в России появились первые автозаправочные станции. Их построило "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель". Кстати, одним из основателей этой компании был тот самый Альфред Нобель – изобретатель динамита и учредитель Нобелевской премии. Бензоколонки построили по заказу Императорского автомобильного общества. И уже через три года с момента заключения контракта в крупных городах России работало более 400 заправок.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.