Найти в Дзене

Битва интеллектов: "Шедеврум" против "Кандинского", раунд 10

"Сон Блистательного товарища", "Кандинский 2.1", экран, пиксели, 2023. Фрагмент.
"Сон Блистательного товарища", "Кандинский 2.1", экран, пиксели, 2023. Фрагмент.

Знаете, что интересно? В то время как я развешиваю по стенам Дзена картинки нейросетей, сами они заняты делом: круглосуточно гоняют через себя десятки (если не сотни) тысяч запросов, запоминают новые слова, изображения и их правильное соотнесение. Само собой, создавшие и поддерживающие искусственный интеллект естественные интеллекты тоже не просто так за этим процессом наблюдают, а постоянно работают над их усовершенствованием.

Если прямо сейчас вы попробуете отправить в любой из ИИ тот же самый запрос, что встретился вам у меня, вполне вероятно, что ваш результат окажется лучше моего. Даже если между ними прошёл всего месяц.

Поэтому затеянный мной баттл - непрекращающийся. Это такой бесконечный марафон, в котором один бегун может временно обгонять второго, но совершенно не факт, что такой статус-кво сохранится надолго.

Именно за работой двух команд - Сбера и Яндекса - мне и интересно наблюдать. Кто на чём делает акцент, у кого управление понятнее и удобнее, у кого где пробелы и кто кого на повороте обошёл.

Что ж, приступим, пожалуй. Как и было анонсировано, сегодня я погоняю нейросети по сказочным мирам, причём заглянем мы во все их уголки.

Запрос: Атлантида

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Начнём со дна морского.

Запрос - простой и прямолинейный. Я понятия не имею, как должна выглядеть Атлантида, так что никаких деталей добавить не могу. Просто покажи мне, искусственный интеллект! И интеллект показал.

Судя по страшенным рыбинам "Кандинского", Атлантида должна находиться очень, очень, очень глубоко. А источник света над ней - мощная биолюминесценция, механизм которой современной науке пока неясен.

Увы, эта Атлантида, похоже, давно необитаема. Зато у "Шедеврума" имеем компактную, но сверхразвитую цивилизацию, где наверняка есть бесплатный wi-fi для всех и, конечно, собственный ИИ.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Запрос: сказочное королевство рыб, постройки из раковин, водоросли

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Поднимаемся из морских глубин на мелководье. Вот он, Fishdom!

Неправильно было бы сравнивать два совершенно разных стиля, поэтому не буду. Скромно замечу, что лично мне больше нравится вариант "Шедеврума", но отбирать балл у "Кандинского" не имею морального права.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Запрос: сказочный город с разноцветными башенками, парящий в небе, в облаках над серой улицей обычного города

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Этот сюжет снова пришёл из моего давнишнего сна. В отличие от лодочника, упомянутого в пятом раунде, это был не ночной кошмар, а совсем наоборот.

Визуально "Кандинский" почти угадал (опять, между прочим!), только будничной серой улицы внизу, которая создавала бы контраст, у него нет.

"Шедеврум" город выстроил, но "парящий в небе" истолковал как фигуру речи. Получился Москва-Сити на стероидах.

В общем, и там, и там по промаху; сами по себе картинки приятные, а потому снова ничья.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Запрос: сказочный замок из хрусталя на вершине горы, закат, в небе несколько ярких звёзд, высокое разрешение

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Аккуратно опускаемся с небес на землю...

Вам тоже хрустальный замок "Кандинского" напомнил гостиницу "Рюгён" в Мордоре? Нет? Ну ладно...

Собственно, больше здесь сказать мне нечего, кроме того, что "Кандинский" своеобразно понимает выражение "несколько ярких звёзд": возьмите пяток галактик, пару туманностей, горсть крупных созвездий и посыпьте это всё звёздной пылью. Но я не в претензии, получилось нарядно.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Запрос: вид на цветущую долину в горах, вечер, закатное солнце, в небе слева и по центру две огромные планеты

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Спускаемся с вершин в долину. Здесь "Кандинский" густо замешал краски и высадил ботанические химеры: полуромашки, полухризантемы. Выглядит впечатляюще, садоводы бы такое с руками оторвали. "Шедеврум" попытался быть реалистичным, насколько это возможно в данных обстоятельствах, и раскатал альпийские луга. Можно попридираться к мелким конструктивным недоработкам, но не хочу.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Запрос: пряничный домик в лесу

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Ещё ниже, ещё ближе к уровню моря - заходим в волшебный лес и натыкаемся на кликбейт привлекательную наживку злющей ведьмы-людоедки.

Попытка "Кандинского" создать фотореалистичный пряничный домик сработала против самой идеи: пропала сказочная атмосфера. Этот домик выглядит как фотография из серии "ожидание/реальность", когда недостаток кондитерского опыта виден невооружённым глазом. Формально запрос выполнен точно, но ощущения не те.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 0.

Запрос: огромный стражник у древних каменных ворот в лесу

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Углубляемся в лес. Здесь птицы не поют, деревья растут до небес, таинственность и смутные предчувствия сгущаются в воздухе.

Если я правильно понимаю ход мыслей нейросетей, обе создали гибриды стражников с воротами, а персонажи, стоящие перед ними - случайные (или неслучайные) путники в поисках ответов/сокровищ/выхода/лучшей жизни/пульта от телевизора.

Полудикобраз "Шедеврума" явно ведёт в подземные пещеры. Жаль, что у сети снова не хватило силёнок завершить рендер, сцена мне нравится. Путник у врат выглядит так, будто он только что оттуда вышел и теперь соображает, в какой стороне трасса.

У "Кандинского" всё драматичнее: некто, похожий на самурая, готовится навсегда изменить свою судьбу. Вообще интересные истории могли бы получиться; никто не хочет написать?

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Запрос: языческий ритуал в глубине леса

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

За каменными воротами начинается другая, сумеречная магия. Вот, например, существа, мало похожие на добрых волшебников, собрались для отправления непонятных обрядов.

Уважаемые коллеги-искусствоведы, вам не кажется, что, эээ... хм... манера изображения лиц обеими нейросетями опять же отсылает нас к снам? Вроде бы и человек перед нами - или, во всяком случае, антропоморфное существо, - но лица разглядеть никак не удаётся, как часто и бывает во сне.

Впрочем, в контексте данного сюжета это можно расценивать как намеренный художественный приём. Создаёт нужную атмосферу, знаете ли. И потом, оба центральных персонажа явно не простые смертные, и неизвестно ещё, из какого мха и палок они сделаны.

Можно было бы отправить на доработку, но оставим так.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Запрос: озеро в лесу, туман, справа небольшой островок, русалка

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Продвигаемся дальше, вглубь мистического леса, и натыкаемся на зачарованное русалочье озеро.

Видите на картинках по коряге в воде внизу, чуть левее центра? Бьюсь об заклад, это русалки. Одна покрупнее, другая малёк.

С русалками у обеих нейросетей сложности (как и с дриадами). По запросу "русалка" они пока впадают в ступор, поскольку не очень ясно представляют себе, с какой стороны к этим девицам нужно присобачивать рыбу, и нужно ли вообще, поэтому пробуют наугад. Получается грустно.

Если требуется поместить русалку в естественную среду обитания, выходит вот что. Обобщённый коряговидный силуэт.

Так что несмотря на общую атмосферность обоих озёр, ввиду отсутствия узнаваемого ключевого персонажа зачёт я поставить никак не могу.

Результат: "Шедеврум" - 0, "Кандинский" - 0.

Запрос: большой подземный город в гигантской пещере, башни, мягкое освещение, сталактиты, озеро

Шедеврум 0.1.4
Шедеврум 0.1.4
Кандинский 2.1
Кандинский 2.1

Нырнув в озеро и проплыв какое-то время под водой, выныриваем в обитаемой подземной пещере.

Хочется думать, что мелкие тёмные объекты у воды на обеих картинках - обитатели этих пещер. Так куда интереснее: жизнь кипит, народ ходит по воду, что-то ловит, строит, развивает подземную экономику.

Выглядит всё так, будто отсюда нам прямая дорога обратно в Атлантиду. Круг замкнулся.

Результат: "Шедеврум" - 1, "Кандинский" - 1.

Общий результат: "Шедеврум" - 9, "Кандинский" - 8.

Результат по итогам десяти раундов: "Шедеврум" - 82, "Кандинский" - 75.

Пора сделать ещё одну передышку. В следующий раз оценивать я ничего не буду, но интересное задание обеим сетям всё-таки выдам: устрою для них испытание поэзией.