Найти тему
Вячеслав Малежик

Из династии ЯКОВЛЕВИЧЕЙ...

Ещё во времена нашей работы в «Голубых Гитарах» Лёша Пузырев ввёл понятие «Династия Яковлевичей», имея ввиду, что отчества худруков, ведущих московских ВИА, как правило, Яковлевичи. Маликов со своим Федоровичем - исключение из правил. А так Гранов Игорь («Голубые Гитары»), Слободкин Павел («Веселые ребята»), Векштейн Виктор («Поющие сердца») - и все Яковлевичи. А тут ещё подросли Игорь Крутой и Валерий Леонтьев и тоже Яковлевичи.

Игорь Яковлевич Гранов и (какой-то незнакомый музыкант... :-)) Луи Армстронг
Игорь Яковлевич Гранов и (какой-то незнакомый музыкант... :-)) Луи Армстронг

Короче, работая в «Голубых Гитарах» вместе со старшим братом Игоря Яковлевича Юрием, мы решали, кто из них Яковлевич первый, а кто второй? В конце концов Игорь в среде музыкантов был назван «Барин», а старшего всегда называли Юрием Яковлевичем. И он пользовался у нас большой любовью и симпатией.

Юрий Яковлевич Гранов
Юрий Яковлевич Гранов

У него была длинная биография - он играл во всех концертных залах, аккомпанировал большинству популярных певцов - своих современников; работая на круизных кораблях, садился за рояль на всех континентах, исключая Антарктиду; он знал расценки на все товары в странах, где он побывал или куда мы собирались на гастроли. Никаким Тадж Махалом или Великой китайской стеной его невозможно было увлечь. Проводя длинные арифметические расчеты, он определял насколько выгодна финансово предстоящая поездка. Эти свои расчеты он выкладывал Барину и поездка в Польшу, Венгрию и даже в Голландию отменялась, и мы ждали выгодного пятимесячного тура по Африке. Но при всем этом он был доброжелателен, никто не обижался и все его любили.

Юра был на целую жизнь (лет на 25-30) старше нас и пытался молодиться. Он одевался, понятное дело, за границей, естественно зная, в какой стране что покупать, и в какой республике СССР продавать товар, получая оптимальную маржу. Про него и его покупки складывались легенды и как анекдот рассказывалась история, как однажды жене из поездки он привёз два левых туфля и как ещё раз на 8 марта подарил опять же туфли, ну, очень дорогие, но, какая досада, на два размера меньше. Пришлось продать. Да он был чудаковат и мы, по сути ещё пацаны, подсмеивались, что он на репетиции в Москве ходит пешком (от метро «Октябрьское поле» до «Краснопресненской»).

- Бережёт здоровье, наш Яковлевич, чтоб больше укропа и сельдерея за обедом съесть, - брюзжали мы.

А он упрямо оздоровлялся и в итоге прожил до девяноста двух.

Играл Юрий Яковлевич в концертах и на записях «Голубых Гитар» на клавишных инструментах, хотя ещё очень прилично владел аккордеоном (в Саппоро, где Маликов зарабатывал деньги на свою первую аппаратуру, он аккомпанировал на аккордеоне Ольге Воронец). Ю. Я. был очень дисциплинирован и все, что было написано для него в партитуре терпеливо играл от и до. Но ему хотелось (он же слушал иногда джаз и поп-музыку) импровизировать в концерте и получать порцию аплодисментов за свою игру. И он занимался: слушал и снимал клавишные соло и…

ВИА "Голубые гитары": Павел Бабаков, Вячеслав Кузин и Виктор "Дегтярёв"
ВИА "Голубые гитары": Павел Бабаков, Вячеслав Кузин и Виктор "Дегтярёв"

И однажды Юрий Яковлевич отозвал нашего мульти-инструменталиста и аранжировщика Виктора Дегтярёва к клавишным и сыграл ему в приличном темпе (восьмыми-шестнадцатыми) восьмитактовый кусок.

- Это что? - спросил Виктор.
- Это соло из композиции «Blood, Sweet and Tears»
- И? - спросил Дегтярёв.
- Придумай оркестровку, где бы я мог сыграть это соло... - по-старорежимному сказал брат Гранова-младшего .
- Я подумаю, - ответил Витюша.

Но не суждено было стать Яковлевичу-старшему виртуозом клавишником. Сначала были какие-то легкомысленные песенки, к которым не получалось пристегнуть сумасшедшее соло, а после Дегтярёв ушёл из коллектива.