Найти тему
Юрий Кислов

Рок-группа ABSTRACT TRUTH из 60-х: буйство и краски южноафриканского рока

Я всегда улыбался при упоминании шутейной темы лекции «Есть ли рок на Марсе?» Насчет Марса, честное слово – не знаю. А вот в Южной Африке в шестидесятых был.

Напомню всем подписчикам и только что зашедшим на канал ЮРИЙ КИСЛОВ, что я пишу о рок-музыке шестидесятых. Для вас я создал КАТАЛОГ, заглянув в который вы легко найдете интересующую вас группу или исполнителя. Так что не стирайте экран смартфона, и не елозьте попусту, насилуя колесико на мышке. Здесь более ДВУХСОТ позиций, от многих из которых можно просто очуметь:

Из рок-архивов шестидесятых: каталог канала ЮРИЙ КИСЛОВ по алфавиту
Юрий Кислов4 июня 2021

А теперь перенесемся в ЮАР, в шестидесятые годы прошлого века. Город Дурбан – город портовый. Своеобразный южноафриканский Ливерпуль, куда моряки привозят горячий винил из США, Британии и вообще – Европы. Вот он, тогдашний...

-2

Понятно, что вся эта музыка аккумулируется в сознании благодарных слушателей и музыкантов. Добавьте к этом темперамент обитателей черного континента, белых и негров. Обстановка, так сказать, требует разрядки…

И на юге Африки в начале 1969 года появилась рок-группа ABSTRACT TRUTH (они тщательно избегали приставки "the", потому что не хотели, чтобы название выглядело «как у всех»).

-3

Её основатель Кен Хенсон (Ken Henson), который до этого был одним из соучредителей чрезвычайно популярного тогда в Южной Африке коллектива FREEDOM`S CHILDREN. А еще раньше он, в качестве гитариста, играл в 1965 году в составе LEEMAN LTD.

В феврале 1969 года, когда Хенсон ушел из FREEDOM`S CHILDREN, владелец отеля "Palm Beach", в котором находился диско-бар «Totum», пригласил его поиграть там, собрав состав. Дело в том, что его привлекло умение Кена играть на ситаре, а там, в баре, танцовщицы исполняли танец живота. Требовалось нечто экзотическое, восточное…

-4

Хенсон постарался и привлек под новые знамена бас-гитариста Брайена Гибсона (Brian Gibson), флейтиста и саксофониста Шона Бергина (Sean Bergin) и барабанщика Робби Пэвида (Robbie Pavid). Все эти парни были не новичками – каждый из них играл ранее в довольно известных в ЮАР коллективах.

Когда ABSTRACT TRUTH начали играть в баре, про танцы живота все забыли: настолько экзотической и диковинной была их музыка. Позволю себе пошутить и разместить здесь эти ноты. Мне кажется, что если переложить их музыку на нотный лист, она бы выглядела приблизительно так:

-5

Это был уникальный коктейль из джаза, рока, фолка и разного рода стилизованных под музыку Востока импровизаций. Более того – в творчестве музыкантов явно прослеживалась британская психоделика; так бы, например, играли KING CRIMSON или TRAFFIC, родившиеся в Африке.

Музыкальные критики возбудились:

«Они абсолютно не похожи ни на одну группу в окрестностях Дурбана. Это видимо самая продвинутая команда в стране. Их музыка прогрессивная, экзотичная и не коммерческая».

-6

Первый альбом не заставил себя ждать. Они назвали его в честь бара - «Totum», и выпустили лонгплей в начале 1970 года. Он был записан на 4-дорожечный магнитофон в Йоханнесбурге за пару дней. Вот названия треков:

01. Jersey Thursday — 3:47
02. Coming Home Babe — 6:32
03. Oxford Town — 4:09
04. Fat Angel/Work Song — 10:01
05. Summertime — 5:14
06. Scarborough Fair — 3:44
07. Parchman Farm/Moaning — 2:58
08. Ain’t Necessarily So/Take Five — 10:01
09. Total Totum (Acid Raga) — 5:15

-7

Все восемь композиций – кавер-версии, где музыканты по своей, ведомой им одним методике, буквально препарировали Дилана, Гершвина и других известных авторов. Лишь «Total Totum (Acid Raga») - творение самих музыкантов.

Критики написали о дебютном альбоме ABSTRACT TRUTH:

"Шон, Брайан, Робби и Кен подняли южноафриканской поп от приторного пафоса «баббл-гама» до высот поп-прогрессива. Это уже великое достижение!"

В наши дни ннтернет-магазин «Freak Emporium» на своем вэб-сайте написал, представляя пластинку:

"Превосходный, задумчивый рок начала 70-х с причудливой мелодикой, вперемешку с африканским звуковым колоритом. Впечатляющее разнообразие инструментов: клавишные, флейта, электрическая гитара, саксофон, перкуссия и т.д. Весьма свежий подход».

А я замечу: описывать музыку буквами – дело заведомо неблагодарное. Это надо слушать!

-8

Как и водится зачастую в мире рок-музыки, после выпуска первого альбома в группе началась кадровая чехарда. Гибсон увлекся сольными проектами, Павид создал свою группу. Сразу же, дабы не отвлекаться и не рассевать ваше внимание, оглашу весь список:

УЧАСТНИКИ ГРУППЫ:

Кен Э. Хенсон

Питер Мисрок

Майк Дикман

Робби Павид

Иэн Белл

Брайан Гибсон

Шон Бергин

Робби Павид

Джордж Вольфаардт

Брайан Олдерсон

Гарри Поулос

В итоге к Кену и Шону присоединились Джордж Вольфаард (бас, ударные и флейта) и Питер Мисрок (вокал, флейта и клавиши).

-9

И в этом же, 1970-м году, ABSTRACT TRUTH выпустили свой второй лонплей "Silver Trees".

Принципиальным отличие от первого был отказ музыкантов от исполнения каверов. Вся музыка написана ABSTRACT TRUTH. Они постарались поближе приблизиться к перспективным покупателям пластинки, и в известной степени упорядочили свои композции. Все «шершавости» дебютника исчезли, словно по мановению волшебной палочки. Альбом получился изящным, поражает отточенность партий с участием трех флейт, Кен Хенсон затмечает игрой на гитаре самого себя прежнего, работа клавишных выше всех похвал.

-10

Лично я считаю этот альбом шедевром психоделики, прога и джаз-рока, замешанных со вкусом и осознанием момента. В африканской джайве я плохо разбираюсь, но он вдохновляет.

ТРЕКИ ВТОРОГО АЛЬБОМА:

01. Pollution — 3:15
02. All The Same — 3:18
03. Original Man — 3:40
04. Silver Trees — 8:18
05. In A Space — 3:57
06. Moving Away — 3:00
07. Two — 2:50
08. Blue Wednesday Speaks — 4:15
09. It’s Alright With Me — 2:59

В это же, 1970-м году фирма EMI выпустила сборник "Cool Sounds For Heads". Туда вошло избранное из "Totum" и "Silver Trees", а также новый трек "My Back Feels Light/What Can You Say".

-11

Увы, увы, увы… Эти три пластинки не помогли группе заработать и получить моральное удовлетворение. В 1971 году ABSTRACT TRUTH распались.

Позднее Хенсон отметил:

"Я полагаю, что мы - нечто новое в музыкальном плане. В основном наше звучание представляет собой музыку свободной формы - мы используем мелодическую линию, но импровизируем на соло. Это действительно сплав блюза, фолка, джаза и восточной музыки".

А в "Истории современной музыки Южной Африки" (1994 год) сообщается, что:

"Abstract Truth» создавали "head-music" (то есть изобретательную, стимулирующую разум музыку) и были одной из самых прогрессивных групп в Южной Африке. К сожалению, не слишком много других исполнителей были увлечены своей музыкой, и поэтому группа, которая могла бы добиться большего успеха, распалась в 1971 году ".
Их музыка есть во всех альбомах-сборниках рок-музыки Африки...
Их музыка есть во всех альбомах-сборниках рок-музыки Африки...

Добавлю, что Кен Э. Хенсон, главный затейник и организатор проекта ушел из жизни в 2007 году…

ДИСКОГРАФИЯ:

1970: Totum

1970: Silver Trees

1970: Cool Sounds For Heads

2005: Silver Trees & Totum

-13

Итак, предлагаю всем вместе перенестись в Южную Африку, где на переломе двух десятилетий наслаждались своей игрой и будоражили публику с критиками ABSTRACT TRUTH

А еще я сообщаю, что буду благодарен вам ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь (даже 100 рублей не помешают), которые пойдут только на дальнейшее развитие канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006 привязанная к телефону.

Заодно и поощрите мои скромные труды…

Перед тем, как сказать "пока", приглашаю вас заглянуть в несколько моих материалов, написанных ранее:

С уважением