Несколько месяцев назад заметила в комментариях в своем блоге интересную тенденцию. Комментаторы внезапно начали обильно оставлять под статьями – причем довольно старыми – всяческие философские сентенции и цитаты из религиозных текстов. Вся суть этих сентенций и цитат сводилась к одной мысли – нельзя отвечать злом на зло, добрый, умный и сильный человек должен зло прощать.
Тенденция показалась мне любопытной – во-первых, потому, что нигде в своих статьях я не пишу, что на зло нужно отвечать злом. Напротив, я довольно часто пишу, что наказание за любое зло не должно сводиться к мести и вообще подпитываться мстительным чувством. Что вообще любое наказание должно быть справедливым и соразмерным проступку. Что неотвратимость наказания не означает жестокости и что в наше время любые физические меры наказания вроде пыток, физического насилия и смертной казни являются глубоко архаичными.
Мало того – довольно часто, когда я пишу о том, что наказание должно быть справедливым и соразмерным поступку, но не должно быть жестоким, в комментарии люди выражают откровенное недоумение – а как же вообще тогда наказывать преступления против детей, например, и другие подобные ужасающие вещи? Справедливость и гуманность к таким преступникам некоторые люди считают чрезмерно мягкими. Им кажется, что это похоже на прощение – как будто человек недостаточно наказан за свои злодеяния, если к нему не применяются насилие и жестокость.
И те, и другие комментарии, конечно, по сути являются крайностями, которые как бы игнорируют, не принимают во внимание наличие «золотой середины». Тем не менее, она есть – и заключается она именно в справедливости, в соразмерности наказания преступлению. Вот этого знакомого, который позвонил вам с просьбой о помощи, а потом забыл о вас, конечно же, не нужно сажать в тюрьму – вполне достаточно впредь просто скептически относиться к его проектам и делить их надвое.
Человек, который публично высказывает свое мнение, отличающееся от «линии партии», при всей возможной тягости его деяний, не может быть осужден на срок больший, чем срок тех, кто совершил преступление против личности. Человек, который за какие бы то ни было преступления уже и так лишен свободы, не должен подвергаться дополнительным испытаниям и лишениям, психологическому насилию, а уж тем более, его не должны бить и морить голодом.
Любой человек должен нести ответственность за любую свою агрессию, любое злодеяние – и неотвратимость этой ответственности является лучшим средством предотвращения злодейств в дальнейшем. Но любая такая ответственность обязательно должна быть соразмерной проступку – именно в этой соразмерности заключается тот нюанс, который помогает нам не отвечать на зло злом и при этом позволяет восстанавливать справедливость.