Найти тему
Видеоигры и апатия

Обзор The World Ends with You | идеал

🗾 17.07.2007 | 🗽 22.04.2008 | 🏰 18.04.2008

Square Enix слишком увлеклась идеей «полиморфного контента» – идеей раскидывания всевозможных продолжений-ответвлений своих успешных игр по разным платформам. За примерами далеко ходить не стоит – Compilation of Final Fantasy VII (PS2, PSP, мобильники), Kingdom Hearts (PS2, GBA, PSP, DS), Ivalice Alliance (PS2, PSP, DS), Fabula Nova Crystallis (PS3, мобильники). Этим сериалам уделяется столько внимания, что создается впечатление, будто Square Enix и вовсе позабыла о том, что можно делать новые игры, не привязанные к какому-либо раскрученному бренду.

И тут выходит The World Ends with You, разрушающая не только это впечатление, но и практически все клише, связанные с жанром JRPG. Хотя бы уже тем, что действие ее происходит в реальном мире, в Токио, в наше время. И герои – не фэнтезийные типажи, а обыкновенные подростки, со своими увлечениями и взглядами, в которые очень просто поверить.

-2

Неку Сакураба – нелюдимый тинейджер. Его мир замкнулся на нем же самом, здоровые наушники никогда не покидают его головы. А еще Неку мертв. И его единственный шанс вернуться к жизни – победить в Игре. Игра длится неделю; каждый день участники получают определенное задание, и, если хотя бы один из них его выполняет, победа засчитывается всем. Но не все так просто: за игроками охотятся Помехи, внешне походящие на животных сущности, символизирующие негативные эмоции и мысли людей. Живых людей, которых игроки могут видеть и слышать – и косвенно влиять на их решения в реальной жизни. Сама же Игра проходит в отдельном мире, именуемом UG. Мир этот создан таинственным Композитором и управляется Дирижером, который выбирает Гейм-мастера на каждую неделю Игры. Гейм-мастер раздает задания Игрокам и руководит когортой Синигами («боги смерти» в переводе с японского; в англоязычной версии Reapers – «жнецы»), выполняющих полевые задачки. Например, преградить дорогу к поставленной Гейм-мастером цели невидимой стеной и потребовать от Игроков для снятия этой стены… да хотя бы гамбургера. Или просто наслать Помех на Игроков.

Помехи – сущности непростые; они существуют в двух измерениях сразу, и для победы над собой требуют участия в бою сразу двух Игроков. К счастью для Неку, у него появляется партнер – модная девчонка Сики Мисаки.

-3

Так, битвы в The World Ends with You протекают одновременно на двух экранах. На нижнем находится Неку, на верхнем – его партнер. Партнером управлять достаточно просто, чтобы в большинстве случаев вообще не концентрировать на нем внимания. Чтобы заставить его атаковать, нужно всего лишь нажимать стрелочки в сторону врага – то есть, влево или вправо. При этом на верхнем экране также изображены несколько «маршрутов», в конце которых расположены символы. Один из этих маршрутов – как раз та прямая, которую можно выбирать не глядя; на другие же маршруты можно «свернуть» в нужный момент. Выбирая правильный символ, мы заполняем шкалу, по достижению которой максимума Неку с партнером могут произвести мощную Fusion-атаку на оба экрана.

Что до самого Неку, то с ним все гораздо интереснее. Управляется он с тачскрина, по которому его свободно можно передвигать стилусом. Для проведения атак также используется тактильность или микрофон – иными словами, возможности Nintendo DS тут использованы беспрецедентно хорошо.

-4

Силу для атак Неку черпает из значков, коих в игре несколько сотен. Сотен! Ассортимент всевозможных приемов – и способов их применения – просто поразителен! Прочертить линию – и по ней через весь экран протянется цепь, парализующая врагов. Ткнуть стилусом в противника, затем в другого, третьего – и молния прокатится по ним рикошетом. Зацепить любой объект – заградительный знак, велосипед, даже автомобиль – и швырнуть его в кучу монстров. Нарисовать кружок на экране – и метеорит падет на улицы Сибуи. Подуть в микрофон – и мощная звуковая волна прокатится по всему полю боя, оглушая всех противников. Перечислять способы расправы над врагами можно бесконечно – мы вольны выбирать любой, что нам про вкусу. Одна дека значков, которую способен носить Неку, содержит до шести значков – то есть, в каждый бой с собой можно «взять» до шести разных возможностей. Некоторые из них одно- или многоразовые, но абсолютное большинство «перезаряжается» через определенный промежуток времени, становясь доступными для использования вновь и вновь.

Каждый из значков активной деки Неку прокачивается, получая специальные очки – РР. Есть три типа этих очков – и, соответственно, три способа прокачки. Первый – самый очевидный – участие в боях. Второй – используя функцию Mingle, то есть, локальную Wi-FI связь. Делается это так: включаем Mingle, закрываем DS и идет гулять. Если пройдем мимо кого-то, кто играет в DS с использованием Wi-Fi (неважно, во что!), получаем очки. Если же встретим другого игрока в The World Ends with You, то, помимо очков, получим еще и его запись в списке друзей, а вместе с ней – и возможность приобрести по номинальной цене все его экипированные вещи и значки. Тем же, у кого нет возможности встретить обладателей DS, беспокоиться не стоит – попробуйте оставить DS в режиме Mingle на всю ночь – и поутру обнаружите, что она засекла пару-тройку инопланетян. Что до третьего способа получать РР, то он, пожалуй, самый необычный. Он требует от вас… не играть в игру. Именно так – даже не играя в The World Ends with You, вы участвуете в прокачке значков! При преобладании нужного типа PP значки эволюционируют – жаль только, что игра не дает нам подсказок, какие именно РР нужны для эволюции.

У Джошуа, второго партнера Неку, «правильные» символы для Fusion-линейки – это цифры, удовлетворяющие заданному условию. В данном случае – «меньше восьми».
У Джошуа, второго партнера Неку, «правильные» символы для Fusion-линейки – это цифры, удовлетворяющие заданному условию. В данном случае – «меньше восьми».

Битвы в The World Ends with You происходят не произвольно, как в большинстве RPG. Мы сами выбираем, когда и с каким типом противников сражаться – ну, конечно, когда речь не идет о сюжетных схватках. Неку использует свой значок игрока, чтобы читать мысли людей – и зачастую вокруг тех, кто погряз в негативных эмоциях, витают Помехи. Устраняем их – и человеку становится легче, а это зачастую приближает нас к выполнению задания Гейм-мастера.

Да, та часть геймплея The World Ends with You, что к боям не относится – пожалуй, наиболее традиционный для JRPG аспект игры. По сути, от нас требуется лишь добежать до нужного места, попутно решая простенькие головоломки вида «подайте этому человеку правильную мысль» или «принесите этому Синигами CD, который он просит».

Но зато с боями связано столько всего, что глаза разбегаются. Манчкинизм игра не просто приветствует – поощряет! Для увеличения получаемой добычи можно связать несколько боев в цепочку – правда, Помехи при этом становятся пропорционально сильнее. Мало? Поставить высокую сложность. Все еще мало? Выставить себе первый уровень! Да, в любой момент можно выбирать любой уровень Неку – от честно набранного в боях до первого, на котором улов значков в битвах будет максимальным. Уменьшение уровня, надо отметить, влияет только на НР Неку; остальные характеристики остаются прежними.

-6

Характеристики – атаку и защиту, если точнее – повышает одежда. От шортиков и костюмов до головных уборов и всевозможных аксессуаров. Но надеть особенно вызывающие шмотки наши герои-подростки смогут лишь при определенной храбрости. Да, храбрость – отдельная характеристика персонажа, причем чуть ли не самая важная. Ведь лучшая экипировка – удел самых дерзких!

Самый простой способ повышения храбрости – еда. Блюда в The World Ends with You различаются как по добавляемым персонажу бонусам (помимо храбрости, они могут повышать и атаку с защитой, и максимальный уровень НР), так и по питательности. Так, на переваривание рожка мороженого уйдет пять боев, а на тяжелый двойной бургер – все тринадцать. При этом есть ограничение – не больше 24 «укуса» в сутки… реального времени!

-7

А в кафешках и забегаловках, равно как и в магазинах с бутиками, работают продавцы, которые – вы не поверите! – тоже люди, ценящие постоянных клиентов. Сдружившись с продавцом, можно получить доступ к редким товарам, недоступным простым покупателям. А если заглянуть к нему в гости с обновкой, которая ему по нраву, можно узнать об особых свойствах своих шмоток.

Не стоит забывать и про моду, мы ведь в Сибуе! Практически все значки принадлежат к тому или иному бренду, и популярность его в данном районе может усилить атаки значков или же ослабить. Но Неку может и влиять на моду! Чем больше используются значки конкретного бренда, тем более популярными они становятся.

Стоит ли говорить, насколько вариативна The World Ends with You? Игры такой глубины – редкость не только на портативных, но и на домашних консолях. Она избавилась практически от всех JRPG-штампов – от мира, где разворачивается действие игры, до прокачки характеристик героев, от сюжета до сражений с врагами. Она демонстрирует нам, как нужно делать игры для DS – и в графике, и в музыкальном сопровождении, и в стилизации, и в основанной на тактильности боевой системе, и в умелом использовании обоих экранов. При этом она лишена недостатков настолько, насколько возможно.

Даже сюжету есть, чем удивить даже матерого поклонника японских RPG. Здесь, как и в Kingdom Hearts, правила, по которым работает мир, занимают одно из центральных мест в истории. Правила Игры в игре, способные видоизменяться по прихотям персонажей, контролирующих эту самую Игру. Игроки же в процессе распутывания хитросплетений сюжета попутно и разбираются в устройстве UG – и их ждет не один сюрприз. Предсказуемым сюжет назвать просто невозможно.

-8

И, несмотря на то, что созданный разработчиками мир фиктивен, им удалось отразить многие тенденции и веяния среди современной молодежи, вложить в уста героев вечно актуальные для их сверстников рассуждения об индивидуальности, самовыражении и личностном росте и при этом не скатиться в нравоучения. The World Ends with You никогда не принимает себя слишком всерьез – шуток в игре предостаточно. И тут уже необходимо отметить потрясающую работу локализаторов, которые не только качественно перевели игру, но и насытили диалоги огромным количеством популярных нынче в речи подростков мемов и оборотов. А еще – оставили нетронутыми все имена, все названия. The World Ends with You – игра абсолютно, на все сто процентов, японская – но не надо быть японцем, чтобы ее понять. К счастью – потому что теперь и каждый из нас может познакомиться с этой феноменальной игрой, поистине не имеющей аналогов.

Написано 2 июня 2008 года для "Страны Игр"

___________________________________________________

Хорошо запомнил момент, когда я пришёл в офис для работы над очередным номером и сказал Врену, что нашёл игру на 10 баллов. Столь высокие оценки явно надо было согласовывать с главредом, но тут вопросов и не было - "напиши текст, посмотрим". В итоге у меня "десяток" сколько всего было за эти годы - четыре, кажется. После TWEWY только Portal 2, Overwatch и FFXIV: Endwalker.

И, конечно же, я не мог не трубить о её величии везде, где мог. Кроме этого текста, был еще обзор на FFForever, обзор Final Remix на Канобу, топ лучших игр для DS на Игромании. Сейчас же остаётся только напомнить в очередной раз, что лучше всего в неё играть на DS или 3DS, аниме не смотреть, а сиквел - по желанию (при этом саундтрек сиквела, как и саундтрек оригинала, запредельно хорош).

И последняя мысль, которая, кажется, не вошла ни в один из моих текстов про TWEWY: обычно игры, создаваемые комитетами, оказываются беззубыми, выхолощенными и бестолковыми, а авторские работы - наоборот. TWEWY - пример обратного: это игра совершенно не авторская, практически все решения тут принимались коллегиально. А вышло невероятно, непревзойдённо круто.

10