Хочу познакомить вас с Собором Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Зарайске, потому что мне он показался очень интересным по содержанию. Разумеется, форма и общее содержание традиционны для православного храма, но есть и особенности, связанные с историей самого храма, края, страны. Я видела множество храмов в разных городах, есть с чем сравнивать. Но, войдя в этот Предтеченский Собор, было ощущение, что это - очень хорошее пространство, из него не хотелось уходить. Конечно, говоря о православном храме, стоит прямо употребить прекрасное русское слово "благодать". Благодать, конечно, в фотографиях не передается, но все же
Собор очень хорош в художественном плане. Здесь нет обилия позолоты, цвета спокойные, выдержанные и гармоничные.
Понравилась рука мастеров, восстановивших, оформивших храм и красивые, вдохновенные иконы.
Есть здесь трогательный образ Богородицы Одигитрии с младенцем Христом, благославляющим наших военных
В оформлении икон - прекрасная деревянная резьба с древнерусскими мотивами
Есть и нечто еще, отсылающее в глубь веков. Это - латы древнерусского витязя. Не могу с точностью их датировать, также непонятно происхождение надписей. Загадка. Может, кто-то из жителей Зарайска сможет пояснить что этот артефакт делает в данном храме?
В предыдущей статье о Зарайском кремле, в котором и находится данный собор (см. ссылку под статьей) рассказано о том, каким форпостом был Зарайск, как именно здесь Пожарский разделался с поляками и сторонниками Лжедмитрия II и затем пошел с дружиной освобождать Москву. Вот еще отсылка к защитникам России: внизу одной из арок можно заметить образ Святого праведного воина Федора Ушакова. Адмирал Ушаков, как известно, канонизирован. У нас есть заметка о храмах, посвященных ему, в том числе, о соборе в Саранске.
Разумеется, есть и изображения святого, которому посвящен храм - Иоанна Предтечи. Одно из них находится справа, у окна, однако, его, к сожалению, закрывает отгороженная часть, так что, фото получилось только таким
Мне всегда был близок образ Иоанна Предтечи, его высшая степень духовности, преданность и этот отчаянный "глас вопиющего в пустыне"
Здесь же, в правой части, неожиданно видим гроб, осененный иконой Христа Пантократора. Гроб небольшого размера и не украшен, как мощи святых для поклонения. Кто же удостоился такой чести?
Да, друзья, это - останки матери нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского
Здесь же, в правой части - великолепная икона Ветхозаветной Троицы. Она написана так искусно, что кажется, от ангелов исходит свечение, а светлые лица оживают. Я долго на нее смотрела и не могла расстаться с этим шедевром. Спросила о ней у служительницы храма, она вернулась с ответом, что эта икона находилась над входом старого храма.
К сожалению, блики вечернего солнца не дали сделать мне лучшей фотографии. Но я знаю, что снова вернусь в этот храм, чтобы увидеть эту Троицу.
Эта "Троица" такая же тихая и наполненная, как и "Троица" Андрея Рублева. И в храме так тихо, так мало людей, и все они внутренне поглощены общением...
Я вспоминаю толпы людей в Сергиевом Посаде, в Исаакиевском соборе, в Спасе-на-Крови и других популярных местах, и эта тишина кажется мне особенно ценной
В целом, осталось впечатление, что в этом храме так много всего - целый мир. А ведь это - совсем небольшой храм. Какое-то гармонизирующее начало. Даже необязательно быть религиозным или конкретно православным, мне кажется, можно посетить это место как турист, а выйти уже другим. Впрочем, можно выйти и прежним - тем, кто смотрит, и не видит; не знает и знать не хочет
Прочитайте первую часть о Зарайском кремле: История, подвиги и трагедии прошлого
О моем путешествии в Санкт-Петербург, Исаакиевском соборе, и не только: "...Море впечатлений"
Поездка в Богородицк: "Сын Екатерины II и Григория Орлова"