Найти тему
Всё про арт-терапию

Что скрывается под маской? Достоинства маскотерапии

Продолжаю делиться с вами разнообразием методов арт-терапии. Сегодня расскажу о динамическом методе, находящимся на стыке визуального творчества и драмы - маскотерапии.

"Masque" в переводе с французского означает личина, обличие. В мифологии маска – это второе лицо или чужое лицо. Маска, как предмет, обладает плотностью, благодаря которой она закрывает лицо. "Маска", как образ, «защищает» человека от социума.

Генерация в нейросети.
Генерация в нейросети.

Надевая социальную "маску", мы отгораживаемся от внешнего мира, скрываем наше истинное "я", защищая таким образом наши убеждения и ценности. Также, с помощью "маски" мы предъявляем себя миру в определенном амплуа, с целью получить желаемое. Если это удаётся, значит "маска" выполняет свои функции. Надевая "маску" для решения своих личностных задач, мы встраиваем себя в выбранный формат, и теперь уже "маска" диктует нам характер поведения и мышления. Это было (хоть и утрированно), но очень точно показано в фильме "Маска" (The Mask, 1994) с Джимом Керри в главной роли.

Но иногда всё же стоит снимать свои "маски" там, где они неуместны:

Свидание (вероятнее всего) пройдет неудачно, если вы так и не вышли из образа строгой учительницы. И у вас могут возникнуть некоторые сложности с получением документов в государственных органах, если вы всё время пребываете в образе игривой кокетки.

Важно отметить, что маскотерапия не всегда есть психотерапия. Основная стратегия работы с масками - это осознать их наличие и взять под контроль, то есть научиться по своей воле надевать и снимать социальные маски. А еще можно очень здорово расширить свой личностный поведенческий репертуар!

Что конкретно нужно делать?

Рассмотрим работу со сценарными или ролевыми масками. Вариантов таких "масок" великое множество: хорошая девочка, хороший мальчик, блондинка, принцесса, спасатель, шут, всезнайка, настоящий мужчина, настоящая женщина, ишак, казанова, детка, рабочая лошадка, стерва и т.п.

Клиенту предлагается выбрать ту сценарную маску, которая вызывает у него эмоциональный и телесный отклик. Далее необходимо смастерить вещественную маску так, как клиент её представляет. Можно сделать маску в технике коллажа, с помощью любых подручных материалов, нарисовать на картоне. Используются любые декоративные материалы, гуашь, акриловые краски, вырезки из журналов, ленты, бисер и прочее. Для упрощения можно раскрашивать готовую проформу из папье-маше.

Пример работы с масками. Фото автора.
Пример работы с масками. Фото автора.

Далее клиенту необходимо надеть получившуюся маску на лицо и посмотреть на себя в зеркало. В маске клиент не контролирует выражение лица и может сосредоточиться на внутренних ощущениях, ассоциациях:

Для чего нужна эта маска, каков её возраст?

Какое послание несет? Какие чувств вызывает?

Что человек в такой маске говорит миру?

Часто представление о том, как мы себя проявляем, сильно отличается от предъявляемой маски. Такое упражнение позволяет исследовать свои социальные роли, особенности самопрезентации, и может выступать вспомогательным средством поиска внутренних ресурсов.

Таким образом, надевая вещественную маску, клиент снимает социальную "маску". В этом-то и заключается терапевтический эффект работы в техниках маскотерапии.

Бонусом в процессе работы у клиента снимается психическое напряжение, которое приводит к расслаблению мышц лица.

Хотели бы попробовать маскотерапию? Пишите в комментариях, ставьте лайки!💜

О том, что такое арт-терапия и какие еще методы существуют, я рассказывала здесь: