Найти тему

Философия The Sims

Оглавление

Автор Глеб Андреев

Игра The Sims подарила нам часы увлекательного времяпрепровождения. Целый мир доступен любому, кто решится поиграть в одну из многочисленных частей этого симулятора. Но если у нас уже есть жизнь, почему проживаем в игре другую? Разбираемся в философских вопросах.

Симулятор бога

В The Sims игрок может управлять персонажем — симом, контролировать и определять, что ему делать. Игрок по отношению к миру выступает в роли высшей сущности, которая направляет персонажа. Мы не просто заботимся о симах и обустраиваем их быт. Мы можем ограничивать их свободу и не позволять совершать определенные действия.

В игре нужно следить за потребностями персонажа и вовремя удовлетворять их. Без сна и еды сим может умереть. Французский философ Блез Паскаль считал, что о нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни. В случае с игрой получается, что чуткость к потребностям сима отражает наши моральные качества.

Но зачем мы играем в симулятор жизни, если у нас есть реальная жизнь?

Motherlode

The Sims дарит игроку невероятные возможности: он может вырастить своего персонажа с пеленок, наделить определенными характеристиками, завести семью, обустроить каждый уголок своего дома. Это очень похоже на реальную жизнь, но с единственным и главным отличием: проживать разные жизни можно неограниченное количество раз.

В реальности жизнь человека не вечна, и она всего одна. Мы не можем за одну жизнь успеть побывать пожарным и президентом, кинокритиком и философом, потому что каждая профессия требует определенных навыков и опыта.

Главная проблема — нехватка времени. Как все успеть, если только «Критику чистого разума» придется читать не меньше 10 дней? Мы уже прочитали за вас все необходимое. Всего за 300 рублей в месяц вы можете узнавать новое о кино, философии, музыке и истории, не тратя время на поиск информации. Слушайте фоном наш курс-саммари, пока играете в The Sims.

Многочисленные дополнения и каталоги делают игру разнообразнее. Сим может учиться в университете, путешествовать и даже контактировать с пришельцами. А еще есть коды — чего стоит один только Motherlode.

Австрийский психиатр и философ Виктор Франкл утверждал, что ни одного человека нельзя заменить другим, и ни одна жизнь не может быть повторена. The Sims позволил игрокам проверить это: нельзя повторить жизнь Мерилин Монро или Курта Кобейна, потому что персонаж все равно проживет по другому сценарию. Невозможно полностью воссоздать обстоятельства жизни другого человека.

Мне этот мир уже абсолютно понятен…

Когда уже сыграно больше сотни часов, то кажется, что этот мир стал уже абсолютно понятен. И тогда для вас открывается иная сторона игры.

У некоторых игроков интерес вызывает деструктивная часть The Sims. Они регулярно испытывают предел прочности жизни симов. Они осознают, что это лишь персонаж, и ни его страдания, ни деньги, ни дома не являются реальными.

Получается, что The Sims погружает нас в симуляцию, которая отражает наш мир. Но это не так. Французский философ Жан Бодрийяр использовал понятие симулякр — это модель вещи, которой не существует в реальности. Например, изображение, похожее на реальное цифровое фото, может быть сгенерировано искусственным интеллектом.

Так почему The Sims — не симуляция? В симуляции человек будет воспринимать все происходящее как единственную подлинную реальность. Играя в The Sims, мы не ассоциируем себя с персонажем: игроки управляют им, а не живут за него.

The Sims является виртуальным миром, в котором человек может пофантазировать о том, как можно прожить жизнь иначе. Как и многие компьютерные игры, он является формой эскапизма. Но при этом игра позволяет нам узнать больше о себе и даже задуматься о смерти, пусть и виртуальной.

Понятие виртуального появилось не в XXI веке и даже не в XX. Его использовал уже на рубеже XIII и XIV веков шотландский теолог и философ Дунс Скот. Чтобы узнать, как используются философские концепты прошлого в современной культуре, достаточно посмотреть наш курс «Как понимать философию».

А вам нравился The Sims? Вы играли по правилам или пользовались кодами?