сезон 2020 года
Фаден-кварцами называют специфические своеобразные кристаллы с белой полосой, которая как-будто разрезает кристалл на две части. В последние годы достаточно много прекрасных прозрачных фаден кристаллов поступает из пакистанской провинции Вазиристан. Они детально были описаны выдающимся советским ученым Григорием Глебовичем Леммлейном, который смог объяснить природу происхождение загадочной полосы. В относительно недавнее время популяризацией подобных образцов активно занимался широко известный в минералогических кругах Б.З. Кантор. Классические кристаллы с белой полосой были обнаружены нашей командой и в пределах Донбасса. Уверенно можно сказать, что до сих пор они не были никем описаны.
Про них и не только этот рассказ. Вперёд к находкам!
Високосный 2020-ый пришел, вероломно ломая планы, да что там планы, сам уклад жизни вздрогнул и дал трещину. Вновь как и в предыдущие годы светит теплое апрельское солнце, красота природы раскрывает свои объятия, но нечто незримое, скользкое и жуткое наполнило все сущее...
Мир закрывает границы, новостные ленты соревнуются в скорости подачи жутких новостей, еще вчера доступный большинству "весь мир" схлопнулся для многих до расстояния нескольких сотен метров от своей квартиры. Со всех сторон слышно лишь одно слово: "карантин".
Как бы это не звучало странно, но именно набор этих факторов поспособствовал открытию донбасских фаден-кварцев.
В предыдущий год ведь как было, как только солнышко подсушивало послезимнюю слякоть мы мчались к кварцевым погребам Луганщины будь то Нагольный Кряж или Зоринские поля. А тут вдруг бредовость ситуации переходит все мыслимые пределы. Закрываются пропускные пункты между ... только не смейтесь ... Донецком и Луганском. Тогда в 2020-ом там была взаправдашний кордон и даже с всамделишной таможенной службой. Приазовье и север Донбасса вообще отрезаны линией фронта. Куда ехать?
Коль не доступны гористые холмы реки Нагольной, то есть смысл прокатиться по Миускому Кряжу, иного выбора нет ведь все равно. Мы исследовали несколько точек. Наиболее перспективной нам показался район балки Глухой. Кстати, именно здесь еще в 1774-ом году Иоганн Гюльденштадт впервые описал горный хрусталь Донбасса. Чем мы хуже?
Отмахав чутка более сотни вёрст от Донецка мы подкатились к красивейшим местам. Здесь над селом грозно нависает гористая громада Кряжа. Туда запросто можно заехать на машине, а сверху как на ладони раскладывается вся местность. Крутой южный склон обрывается прямо в долину Глухой и в сторону села, северный же склон полого скатывается к Миусу. Сам по себе хребет является ни много ни мало сводом главной антиклинали Донбасса, эта такая геологическая структура к которой в частности принадлежать и Никитовские рудные месторождения и Нагольный Кряж. Мы географически аккурат между ними.
Впервые оказавшись там в конце месяца марта, когда природа только-только начинала пробуждаться, в течении сезона мы бывали здесь с дюжину, а то и больше раз.
Весь холм изрыт давно оплывшими разведочными канавами и небольшими закопушками, вероятнее всего на песчаник-плитняк, используемый аборигенами в строительстве заборов и домов.
Кварцевые жилы повсеместно выходят на поверхность.
Собственно набрать мелких кристаллов и неказистых друз не сложно даже не ударяясь в раскопки. Но хочется всегда чего-то эдакого.
Через некоторое время труды дали свои результаты. Углубляясь в жилу каждый из нас, начал натыкаться помимо обычных кристаллов на уплощенные индивиды, и каждый с той самой белой полосой.
Находки побуждали вернуться через неделю,, как раз на день геолога. На обратном пути заприметили недалеко от бугров старый заброшенный сад, в котором уже зацвели абрикосы. Поставили себе галочку.
День геолога. С вершины холма полностью исчезли фиалки, зато появились цветы сон-травы.
Стоит отметить что несмотря на то, что хребет главной антиклинали Донбасса является доминирующей высотой и река Миус находится к северу от него, тем не менее все местные талые воды текут на юг в речку Глухую прорезая холмы глубокими балками и разделяя на цепь отдельных вытянутых меридионально бугров. Почему происходит именно так, вопрос для поизучать-подумать. Каждому из холмов впоследствии мы дали индивидуальные имена. Тот про который идет речь и на котором мы провели большую часть времени назвали Яблочным. Его вершина, продуваемая всеми ветрами представляет собой голый степной участок, с весьма редко встречающимися деревьями, но все деревья при этом - дикие яблоньки.
Как обычно, то ли кварц притягивал Олега, то ли наоборот он сам к нему притягивался, однако прямо с земли ему удалось поднять настоящего морфологически-онтогенического красавца.
Копнув там же, из под клюва молотка у Олега высыпались сростки. Вы не смотрите на то как они выглядят в глине. Когда их помоют, они будут очень даже
Конечно же, эти друзы тоже фаденистые
Если кому интересно как растут фадены в природе, фото обломка жилы может дать представление
Ах да ... совсем забыл сказать что ездили как правило почти во всех поездках мы втроем - Олег, Виктор и я - автор этих строк...
Как уже отмечалось, мотались мы туда с нечеловеческой одержимостью. Каждые выходные, а иногда и среди недели. А что еще делать, коли жесткий карантин и больше как на природу вообще никуда нельзя? Хотя вру, одни выходные пропустили и даже из-за меня. Как-то раскапывая очередную жилу, я чересчур увлёкся, сидя на коленях. В итоге передавил какой-то нерв ниже колена, встал и тут же чуть не упал. Нога не сгибалась в голеностопе. Думалось, что отсидел её и сейчас само собой всё пройдет. Вот уж фигушки. Как оказалось, вовремя я обратился в больницу и в итоге был упечён туда на 10 дней, кстати впервые в жизни (признаюсь честно, что по ночам я сбегал оттуда - только чур никому не говорите). Если бы обратился позже, мог вообще потерять подвижность голеностопа. Соблюдайте таки технику безопасности.
Вот такой пейзаж был в конце марта
А к началу июня мир прибавил красок и стало всё немножко жизнерадостней
Вообще, интересно наблюдать одно и тоже место в течении года, но не каждый день - так изменения плавно-незаметны, а с некоторой довольно частой дискретной периодичностью.
В начале июня степи зацвели розовыми красками шиповника и ароматного чабреца.
К этому же времени степь начинает волноваться ковылём.
А ко второй половине того же июня обильно поспела степная клубника, которую многие отчего-то по незнанию обзывают земляникой.
Интересный материал все попадался и попадался и мы не могли оставить Яблочный Бугор вплоть до осени, то есть яблок мы дождались. А еще, помните цветущую абрикосу? Вообще-то в степи растет очень много абрикос, и все они разные на вкус. Конкретно эта была просто медовой, одарив нас своими плодами к середине июля.
Так что не только камнями едиными как говорится. Хотя камень тоже, не буду скрывать, шёл. Шубин (для тех кто не знает, это хозяин Донбасских недр) не обижал нас.
Попадались и фадены и мелкие, но достаточно эффектные сросточки. Друзовый материал также был, но мягко говоря слабоватый.
Множество уплощенных фаденов типа таких
Подобные самоцветам блестящие диаманты также порадовали нас. А было так. В один из приездов в середине июля вдосталь накопавшись мы уже сворачивались домой. Олег решил чисто напоследок наудачу ковырнуть в перспективном, как ему показалось месте. Тут же не глубине не более 10 см пошли шикарные блестящегранные диаманты. Поскольку стремительно вечерело мы вынуждены были оставить жилу, но вернулись буквально через четыре дня, ибо сил сидеть дома, зная что там такое, не было никаких. Жилу мы с Олегом начали работать с разных сторон вкапываясь вглубь и постепенно сближаясь по направлению друг к другу. Время от времени раздавались восторженные междометья, обозначавшие вскрытие очередного карманчика. Настолько прозрачных с лёгкой дымков диамантов да еще и такого размера я не встречал до этого.
Но лучше вернуться к полевым фотографиям
Ведь даже не верится, что вот этот неотмытый малыш превратится в прозрачного красавца сразу после знакомства с водой
Олег также измудрился вытащить целую друзу таких прозрачных кристаллов
Вот тут мы с ним на раскопушке
Олег гребёт аки экскаватор:
Я закопался
Олег за работой
Нужно сказать, что два соседних бугра мы также обследовали обозвав их Кварцевым и Горелым. Кварцевый он вовсе не оттого, что там найдено более всего кристаллов, а потому что он весь густо усыпан белыми глыбами жильного кварца. Горелый холм - он и есть горелый. В августе его не пощадил степной пожар.
В начале я оговорился, что мы выбрали эти места как наиболее перспективные. Но были и другие разведки. Несколько раз мотались на Острую Могилу. Самая высокая точка Донецкой области. Из-за этой особенности при копании там попадаются боевые артефакты. Вначале идет атрибутика войны 2014 года, затем чуть глубже попадается огромное количество немецких и итальянских гильз времен Великой Отечественной. Здесь был один из рубежей Миус-фронта. С вашего позволения, оставлю за собой право не выкладывать таких фотографий.
Что интересно, так то что окопы здесь шли прямо по кварцевым жилам и во многих случаях не понять что копаешь или уже перекопанный бруствер или все-таки уходишь в нетронутую породу. Это затрудняет поиск, так как кристаллы встречаются хаотично и нельзя понять это россыпь эрозированной жилы или это просто перелопаченная солдатами земля. Но и тут Олег закопавшись в яму
В итоге вытащил несколько шикарнейших друз