("Монстро", Cloverfield, 2008, США)
Как говорится, угадайте загадку: первый из трех, но второй по порядку.
Правильный ответ: ...
...Правильно: речь идет о "Монстро" Мэтта Ривза. Фильме, который, будучи частью хоррор-фантастической трилогии "Кловерфилд", вышел в ней под №1, но в составе цельной истории он является по смыслу её второй частью. Вот почему знакомиться с ней сегодня, ежели вы этого еще не сделали, я рекомендую именно в смысловом порядке: сначала "Кловерфилд, 10" Трахтенберга, затем "Монстро" Ривза и в завершении "Парадокс Кловерфилда" Оны.
Лишь по такому принципу интрига в трилогии будет развиваться плавно, по нарастающей и по законам драматургии. Только так, и не иначе.
Иными словами, если вы до сих пор не смотрели "Кловерфилд, 10", но у вас есть такое желание, дальнейший текст вам лучше не читать. Ибо в нем, посвященном "Монстро", вы волей-неволей наткнетесь на гадские спойлеры.
Короче, я вас предупредил, и, ежели что, пеняйте на себя.
...Нет, но какая же всё-таки эффектная и оригинальная была идея! А именно: совместить сюжет эпического блокбастера, на который тот же Эммерих 10-ю годами ранее потратил 130 млн. $, с модной тогда, псевдодокументалистикой (она же мокьюментари) в духе "Ведьмы из Блэр".
При том, что по отдельности и то, и другое зрителя 2000-х уже не удивляло - разве что каких-нибудь аборигенов из сельвы Амазонки, впервые загнанных в кинотеатр. Однако стоило Ривзу под чутким продюсерским надзором самого Джея Джея Абрамса (в представлении не нуждается) вырастить из этих двух слагаемых за 25 млн. $ эклектичный, на первый взгляд, гибрид по имени "Cloverfield"...
...Как на второй взгляд его уже окрестили чуть ли не ноу-хау в жанре! А кинопрокат отблагодарил его создателей 7-кратной "кассой". Благодаря чему мы и смогли увидеть в последующую десятилетку два продолжения этой истории.
Как и положено в мокьюментари, весь "Монстро" от начала и до конца стилизован под любительскую видеозапись так-себе-качества. Вдобавок сделанную дрожащими руками с почти всегда "заваленным горизонтом"©. При том, что в действительности эту съемку делали отнюдь не любители, а профессионалы своего ремесла, отчего зрителя охватывает мощный "эффект присутствия". Так, словно он тоже мечется в панике по Манхэттену вместе со здешними героями. А "кирпичи" от страха не откладывает лишь потому, что у зрителя, в отличие от героев, попа упирается в диван, и это блокирует "кирпичный конвейер".
Начало "Монстро" вроде бы и не предвещает никаких "годзилл" ни в ближайшем, ни в обозримом будущем.
А предвещает оно в худшем случае скандал на почве ревности или пьяную драку. Потому что мы вместе с оператором любительской видеокамеры Хадом тусуемся на молодежной вечеринке в элитной манхэттенской квартире. Где все веселятся и бухают по причине скорого отъезда их кореша Роба в Японию. В ходе чего Роб успевает разругаться со своей девушкой Бет, которая в истерике уезжает домой. Но это всё равно не мешает никому, включая Роба, продолжать "отрываться" - действительно, не пропадать же купленной выпивке из-за каких-то там обидчивых подружек!
Однако землетрясение, взрывы, стрельба, падение парочки небоскребов и катящаяся по улице, оторванная голова статуи Свободы - это уже был веский повод отвлечься от вечеринки... А потом и вовсе забыть о ней, ведь охватившая Манхэттен паника вынудила Хада, Роба и остальных паниковать и метаться по улицам вместе с другими согражданами.
А где-то рядом и одновременно над ними по городу метался кое-кто еще. Огромный и разрушительный, как суперторнадо, поднявший в воздух дивизию бульдозеров. Из-за чего в Нью-Йорке и разразился локальный (пока еще) катаклизм, который, судя по неубиваемости монстра, не обещал утихнуть и к утру - скорее, даже наоборот.
Понятно, что никакой борьбы с чудовищем, в отличие от героев всяческих "Годзилл", компашка наших героев вести не будет - не по плечам тщедушных интеллигентов столь героическая работенка.
А будут они лишь суетиться под ногами у военных и монстра. Спасая своих девушек и банально ища выход из рушащегося лабиринта, в какой превратился Манхэттен из-за лапоприкладства здешнего "годзиллы", в принципе не умеющего гадить по мелкому. Ну а Хад - продолжать снимать на камеру их дружное неожиданное "выживалово". Так, как и положено делать всякому, кто вознамерился стать звездой YouTube, пусть даже на костях собственных друзей...
***
В общем, отличный зрелищный хоррор-эксперимент по скрещиванию жанровых форматов и масштабов. Что в остальных двух картинах больше не повторяли - там играли с другими "фишками" и стилями повествования. Тоже порой небезынтересно, но, к сожалению, уже не столь головокружительно. Поэтому "Монстро" так и остался самой захватывающей частью трилогии, которая, блин, всё никак не разрастется до четырех фильмов! Хотя в "Парадоксе Кловерфилда" намеки на это есть, да и новости о планах Абрамса не останавливаться на достигнутом тоже нет-нет, да и появляются.
Что ж, надеюсь, эти его планы однажды все-таки сбудутся. А иначе каков тогда был смысл устраивать всю эту многолетнюю апокалиптическую катавасию?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):