Найти тему
Детский мир

Готовим ребёнка к музыкальной школе

Оглавление

Все любят музыку и танцы, а уж главные герои мультфильма "Лео и Тиг" — само собой разумеется! Поэтому сегодня они решили рассказать нам про то, что даёт человеку музыка, и зачем отдавать ребёнка в музыкальную школу.

Что может дать музыкальная школа?

Разумеется, умение играть на музыкальном инструменте! — скажете вы. Но это то же самое, что сказать, что обычная школа даёт просто знания математики, литературы и биологии и оставить за скобками огромный пласт социальных навыков, умения работать в команде и ещё миллион мелочей.

Так что простым освоением навыка дело не ограничивается. Обучение в музыкальной школе — это регулярные занятия в учебном учреждении, несколько дисциплин помимо самой инструментальной практики. И, кроме того, постоянные концерты, выступления и экзамены (может быть, даже гастроли).

  • Музыкальная школа учит дисциплине и самоорганизации. Занятия там сравнимы по уровню нагрузки с занятиями в обычной школе, и они включают не только основную дисциплину (практику на первом инструменте), но и сольфеджио, музыкальную литературу, хор, общее фортепиано (если первый инструмент — не фортепиано), занятия в ансамбле. Каждый предмет предполагает домашние задания. Совмещать весь этот объём с учёбой школьной требует воли, порядка, умения организовывать и планировать своё время. А это всё — очень важные навыки и во взрослой жизни.
  • Занятия в музыкальной школе расширяют кругозор и повышают культурный уровень. На практических занятиях ребёнок будет разучивать произведения классических композиторов, а за время курса музыкальной литературы прослушает всю основную библиотеку классической музыки. Уже четвероклассник музыкальной школы чувствует себя уверенно в жанровой истории классики вплоть до начала 20 века. Описание собственных переживаний во время прослушивания той или иной пьесы развивает эмоциональный интеллект. И ориентироваться в современной музыке будет намного проще.
  • Практика на инструменте, помимо музыкального слуха и чувства гармонии, развивает моторику и реакцию. А чтение с листа — обязательное упражнение в освоении любого инструмента — здорово прокачивает когнитивные способности. Ведь надо успевать расшифровывать музыкальную грамоту и тут же играть!
  • Музыкальный язык по своей природе — структурный и математический. Изучение музыкальной грамоты способствует развитию и абстрактного, и системного мышления и может в дальнейшем облегчить освоение языков (музыка — это тот же иностранный язык) и точных наук.
  • Концерты, выступления — соло и с ансамблем, зачёты, экзамены — всё это становится рутиной для ученика в музыкальной школе к тому моменту, когда в общеобразовательную школу приходят полноценные экзаменационные сессии. В основном, рядовой школьник столкнётся с подобным только в 9 классе, при переходе в старшую школу. Музыкант же к тому моменту выработает привычку к сдаче экзаменов и к публичным выступлениям.

Каково быть родителем музыканта?

В предыдущем параграфе мы упомянули много умений, которыми овладевает юный музыкант. Но не следует забывать, что вторая школа — это колоссальная нагрузка. Вам, как родителю, нужно будет помогать и поддерживать ребёнка в музыкальных начинаниях. Советуем обратить внимание на следующие моменты:

  • Когда отдавать ребёнка в музыкальную школу. Средний возраст начала обучения — 6–7 лет, но есть множество нюансов, которые зависят, в первую очередь, от инструмента. Например, на фортепиано можно начать заниматься и в 4 года — это не какой-то сверхъестественный возраст, ребёнок вполне может начать осваивать этот инструмент, а преподаватели умеют работать с малышами. Вот на виолончель лучше отдавать детей постарше — 9–10 лет. Это связано с габаритами инструмента и его весом. Держите в голове, что музыка — это не спорт, где ранний старт действительно ведёт к заметно лучшему результату в карьере. Возможно, слишком торопиться не надо — пусть отпрыск сначала освоится с процессами в общеобразовательной школе.
  • 7-летняя программа обучения. Именно столько времени придётся отдать учёбе в музыкальной школе. Некоторые школы практикуют 5-летнюю сокращённую программу, но самым распространённым вариантом является семилетка.
  • Домашние задания на музыке. Готовьтесь к тому, что это может быть громко. Многие упражнения требуется оттачивать долго и нудно, а слышать их будут не только вы, но и соседи. Возможно, с ними придётся пообщаться. Или лучше поговорить с персоналом самой музыкальной школы — чтобы ребёнок мог остаться там после занятий, занять пустующую аудиторию и позаниматься самостоятельно.
  • Концерты, выступления, гастроли. Присутствовать на занятиях и зачётах родителям, разумеется, запрещено, но отчётные концерты и открытые выступления посещать можно и нужно. Обязательно поддерживайте ребёнка и гордитесь его успехами. Тем не менее, следует понимать, что пора отчётных концертов (обычно это апрель и начало мая, конец учебного года — всё организовано так, чтобы не конфликтовать с концом учебного года в общеобразовательной школе) — это гарантированные разъезды каждые выходные. Впрочем, всё зависит от учреждения, не стесняйтесь уточнять.
  • Конфликт со школьной учёбой. Музыка будет отнимать много времени и сил. Будут возникать ситуации, когда из-за одной учёбы страдает другая. Как правило, обучающимся в музыкальной школе разрешают пропускать уроки музыки в общеобразовательной. Если времени совсем не хватает, можно поговорить с преподавателями в музыкальной школе, чтобы из расписания убрали какой-то из предметов — например, хор.
  • Прислушивайтесь к своему чаду. Это самый важный пункт. Если ребёнку не нравится музыка, преподаватель, инструмент, если ему некомфортно выступать на публике — будьте чутким взрослым. Очень обидно тратить столько сил на нелюбимые занятия, если можно попробовать множество других.

Как выбрать свой инструмент?

Прислушивайтесь к своему ребёнку, позвольте ему самому выбрать инструмент. Отнеситесь к выбору ребёнка серьёзно. Очень важно, чтобы малыш полюбил именно свой инструмент. Ведь ему предстоит провести с ним 7 лет. Поэтому постарайтесь познакомить ребёнка с разными инструментами, прежде чем записать его в школу.

Сводите на отчётный концерт музыкальной школы, в консерваторию или посмотрите видео в интернете. В театре до начала представления можно подойти вместе к оркестровой яме, поздороваться с музыкантами и внимательно рассмотреть инструменты.

Имейте в виду: если скрипка или гитара — инструменты компактные, то для домашних занятий по фортепиано было бы здорово иметь соответствующее место в квартире. Мало кто может позволить себе рояль, но даже электронный синтезатор на подставке потребует отдельного угла.

Заранее спланируйте возможные траты. Уход за инструментом также требует усилий и денег. Для скрипки или виолончели, например, понадобится приобрести кофр, дополнительные комплекты струн, держать в порядке смычок и не хранить его в очень сухой комнате, держать дома специальную канифоль. Для духовых и струнных инструментов нужно будет подумать о приобретении пюпитра. Если скрипку или гитару можно настроить самостоятельно, то расстроенное пианино потребует вызова настройщика. Особняком стоят барабаны и перкуссия: когда ребёнок обучится азам и, возможно, захочет собирать себе подходящую установку самостоятельно, в вашей жизни появятся различные варианты тарелок и гремелок — на любой вкус и кошелёк.

Наконец, последний совет: не зацикливайтесь на стандартном наборе инструментов, которые предлагает музыкальная школа. Есть много экзотических инструментов, которые выходят за пределы общепринятого набора, но которым можно обучаться и в стенках музыкальной школы (домра, уд, цитра), и за её пределами (ханг).

Чтобы подготовить малыша к музыкальной школе, мы сделали подборку с игрушками-инструментами: они доступны на сайте Детского мира и в розничных магазинах.