Найти тему
История побежденных

Царь с царицею простился: Царский выбор или государственная необходимость в женитьбе?

Принято считать, что первую жену Евдокию Федоровну Лопухину (урожденную Прасковью Илларионовну) юному царю Петру Алексеевичу усердно навязали. Женился он, разумеется, без любви, уступая воле своей матушки и руководствуясь государственными интересами. Впоследствии, едва представился удобный случай, он удалил нелюбимую жену в монастырь, чтобы иметь возможность сочетаться браком с любимой женщиной – на тот момент Анной Монс.

Петр никогда не любил вполне своей жены, а сошедшись в немецкой слободе с Анной Монс, почувствовал отвращение к своей супруге. Это неприязненное чувство развивалось по мере пристрастия государя к иноземщине, которая увлекала его к решительным мерам против старинных русских порядков и обычаев. Евдокия не только не сочувствовала в этом Петру, но, как бы назло ему, была ревностной поклонницей старины, заодно со своей близкой родней - Лопухиными. Петр пытался сначала убедить жену свою добровольно вступить в монастырь, но все старания его достигнуть этой цели оказались безуспешными. Тогда Петр приказал Евдокию, против ее воли, отправить в Суздальский Покровский девичий монастырь, и там она была насильно пострижена под именем Елены. / Н. И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

В связи с этим возникает непременный вопрос. Если Евдокия была настолько немила, нелюбима юному царю, почему выбор остановился именно на ней? Да, происхождение, связи ее отца при дворе, его высокое положение в стрелецких войсках, - все это сыграло определенную роль. Но в государстве знатных девиц со связями было множество, почему свет клином сошелся именно на Евдокии Лопухиной? И действительно ли, мнение юного царя не играло никакой роли в выборе невесты?

Во времена допетровской России по традиции жен для царей и царских наследников выбирали из дворянских семей. Молодым девушкам, желающим попасть в царские хоромы, устраивали своеобразный кастинг. Девушки проходили строгий отбор прежде, чем предстать пред государевы очи. Основными критериями отбора были красота, здоровье и, конечно же, целомудрие. Те немногие девушки, которым посчастливилось пройти все испытания, в последнем туре ожидали царского вердикта. Только одна становилась обладательницей царской короны. Победительнице царь вручал кольцо и платок, остальным – утешительные подарки. В результате таких кастингов царицами становились в разное время: Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, Марфа Собакина, Евдокия Стрешнева, Прасковья Салтыкова и другие. Разумеется, в таком деле государственной важности не обходилось без интриг и протекций. Так, например, из-за боярских интриг не стала женой царя Михаила Федоровича Мария Хлопова, женой царя Алексея Михайловича - Ефимия Всеволожская. И, наоборот, благодаря протекции царского воспитателя Бориса Морозова стала царицей Мария Милославская, также протекция приближенного к царю Артамона Матвеева помогла Наталье Нарышкиной стать второй женой царя. Нередко на выбор царя или наследника влияли родные. Например, Прасковью Салтыкову подсказала царю-брату Ивану царевна Софья. Царь Иван IV Грозный сам лично решал матримониальные проблемы сына. Царь Михаил Федорович уступил требованиям властной матери – инокини Марфе и не женился на любимой девушке. Но были и случаи, когда юный царь проявлял твердость и вопреки интригам женился на той, которую сам выбрал. Например, царь Федор III Алексеевич, не доверяя злым языкам, женился на Агафье Грушецкой, которую полюбил с первого взгляда.

Что касается царя Петра, сведения о его знакомстве с будущей женой Евдокией и о его выборе довольно скудные. В Полном Собрании законов Российской империи есть официальная грамота от имени Петра стольнику и воеводе Крому, где объявляется о бракосочетании царя.

В нынешнем во 7197 году (т.е. в 1689 по новому летоисчислению) Генваря в 27 день, изволили Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, сочетатися законному браку, а поняти дщерь Федора Аврамовича Лопухина, девицу Евдокию Федоровну. И как к тебе ся Наших Великих Государей грамота придет, и ты б про тое Нашу Государскую радость ведал, и велел города Туринска собрать Стольников и Стряпчих и Дворян и Жильцов и всяких чинов служилых и Жилецких людей, и тое Нашу Государскую радость объявил.

На этом информация о женитьбе царя исчерпывается. Свадьба не праздновалась на государственном уровне, поэтому сведений о ней нет. Скорее всего, это было застолье в узком кругу. А, как известно, отсутствие информации порождает домыслы. А домыслы уже, в свою очередь, перерастают в фантазии и предположения, которые имеют мало общего с реальностью. Утверждения о том, что царя Петра женили, что он не любил своей жены, а лишь доверился выбору матери, и что жена была глупой и скучной, на мой взгляд, не имеют оснований.

В знаменитом романе Алексея Толстого «Петр Первый» царь берет в жены Евдокию, словно кота в мешке. Он знакомится с ней только в день свадьбы. Возможно, для романа такой ход вполне оправдан, чтобы добавить истории остроты и интриги. Но в целом, женить царя вслепую в России было не принято. Даже впоследствии, когда заключались династические браки и выбирать не приходилось, потенциальная невеста прежде, чем идти под венец, какое-то время жила при дворе, чтобы молодые могли присмотреться друг к другу. Конечно, это была лишь формальность, ведь в политике зачастую все уже было решено. Но чтобы вот так, перед алтарем и в первую брачную ночь получить сюрприз, это перебор. Однако в пору женитьбы царя Петра времена династических браков еще не настали, и смотр невест был основной традицией.

Современник царя Петра Борис Куракин в своей работе «Гистория о Петре I и ближних к нему людях» о женитьбе царя выдает прелюбопытные сведения:

В 7197-м (1689) царица Наталья Кирилловна, видя сына своего в возрасте лет полных, взяла резолюцию женить царя Петра Алексеевича. И к тому выбору многия были из знатных персон привожены девицы, а особливо княжна Трубецкая, которой был свойственник князь Борис Алексеевич Голицын, и старался всячески, чтоб на оной женить. Но противная ему, князю Голицыну, партия Нарышкины и Тихон Стрешнев того не допустили, опасаяся, что чрез тот марьяж оной князь Голицын с Трубецкими и другими своими свойственники великих фамилей возьмут повоир (роuvоir) и всех других затеснят.

Обращает на себя внимание фраза: «И к тому выбору многия были из знатных персон привожены девицы». Это, получается, тот же смотр невест, те же интриги, протекции. Почему князю Борису Голицыну не удалось продвинуть свою родственницу - некую княжну Трубецкую? То ли открылась интрига, то ли царю девица пришла не по нраву?

Однако, что не удалось Борису Голицыну, удалось боярину Тихону Стрешневу – наставнику Петра I.

Того ради, Тихон Стрешнев искал из шляхетства малаго и сыскал одну девицу из фамилии Лопухиных, дочь Федора, Ло­пухину, на которой его царское величество сочетался законным браком. / Борис Куракин «Гистория о Петре I и ближних к нему людях»

Очень напоминает мне женитьбу царя Алексея Михайловича, когда вопреки кастингу царицей стала протеже дядьки царя Мария Милославская.

Боярин Тихон Никитич Стрешнев. Неизвестный художник
Боярин Тихон Никитич Стрешнев. Неизвестный художник

Был ли расчет в основании этого брака? А как же?! В патриархальном обществе браки редко заключались на голом энтузиазме, руководствуясь лишь личными хотелками. В данном случае, расчет был нацелен на статус и род невесты. Судя по всему, род Лопухиных пришелся по душе царице Наталье Кирилловне. И не случайно! Представители этого рода занимали придворные должности. Следовательно, свои проверенные люди в качестве будущих родственников лучше, нежели чужие. Далее, Лопухины были потомками так называемых «стрелецких голов» и имели большой престиж в стрелецких войсках. Безусловно, выгодно породниться с теми, за кем стоит армия. Тем более в случае противостояния Петра и его сестры Софьи. Кроме того, род Лопухиных был плодовитым. И это тоже сыграло свою роль в выборе матери будущих наследников государства.

Царица Наталья Кирилловна. Неизвестный художник
Царица Наталья Кирилловна. Неизвестный художник

В итоге, убеждения Тихона Стрешнева возымели свое действие. Кстати, Лопухины приходились дальней родней Тихону Стрешневу, поэтому неудивительно, что он так настойчиво продвигал своих. Как бы то ни было, царица Наталья положительно отнеслась к предложенной кандидатуре. При этом, маловероятно, что мнение самого царя Петра вообще не учитывалось. Это противоречит характеристике Петра, как человека волевого, решительного, не терпящего подчинения. Да, он был послушный сын, но не настолько, чтобы в самом важном вопросе проявить себя безвольным тюфяком.

Кроме того, среди клана Лопухиных Прасковья (впоследствии Евдокия) была далеко не единственной девицей на выданье. У нее были еще две незамужние сестры Ксения и Анастасия. И наверняка были двоюродные сестры, ибо у ее отца Федора Аврамовича было восемь братьев и сестер, а у тех свое потомство. И любая из девиц этого рода могла войти в царские хоромы. Но царицей стала Евдокия. Не потому ли что выбор юного царя пал именно на нее? Или следует считать, что царица Наталья Кирилловна из всех девиц Лопухинского семейства выбрала для своего сына самую скучную, глупую, неинтересную, которая раздражала своими отсталыми взглядами на жизнь? Вероятнее всего, будущая царица все же приглянулась Петру Алексеевичу. И это неудивительно. По отзывам современников, она была красавицей. А отсталость, глупость и серость ее впоследствии раздута и преувеличена придворными историками Голштинской династии.

Таким образом, нельзя сказать, что брак царя Петра с царицей Евдокией был каким-то особенно несправедливым: вопреки желанию жениха, без права выбора на скучной, неприятной особе. Все было согласно традиции по отточенному на его предках сценарию – с интригами, протекцией и конечным решением царя. Так женились в свое время его отец, его дед и его брат. И при этом были вполне довольны своими супругами. Во всяком случае, любовниц низшего сословия не сажали на место цариц, а цариц не отправляли в монастырь. Но в нашей истории именно Петра выставляют жертвой матримониальных интриг, старых традиций и вынужденного брака. А как еще можно оправдать суровое отношение к законной жене и царице?

Продолжение читайте далее:

Начало читайте здесь: