Особое место среди пьес Островского занимает так называемая трилогия о Бальзаминове. Наверное, нет человека, который не знал бы замечательный фильм, снятый К.Н.Воиновым почти шестьдесят лет назад, но до сих пор не устаревший (хотя пару месяцев назад на Дзене появилась статья, автор коей назвал фильм «отстоем» и «типичной агиткой,пытающейся в анти-пропаганду буржуазного образа жизни и мещанского общества». В силу несколько странной грамматики не совсем поняла сие высказывание и смею думать, что автор оного всё же не выражает мнений большей части зрителей). Мы охотно повторяем какие-то фразы вслед за героями, вспоминаем комические ситуации...
И смеёмся не только мы! Ф.М.Достоевский писал автору после прочтения заключительной пьесы: «Вашего несравненного ''Бальзаминова'' я имел удовольствие получить третьего дня и тотчас же мы, я и брат, стали читать его. Было и ещё несколько слушателей - не столько литераторов, сколько людей со вкусом неиспорченным. Мы все хохотали так, что заболели бока».
А ведь авторы фильма, по существу, совсем не затронули второй части трилогии, откуда взят лишь небольшой фрагмент — тот, где маменька учит сына: «Вот что, Миша, есть такие французские слова, очень похожие на русские: я их много знаю, ты бы хоть их заучил когда, на досуге. Послушаешь иногда на именинах или где на свадьбе, как молодые кавалеры с барышнями разговаривают -- просто прелесть слушать».
Не вошло, к сожалению, в фильм и ещё очень многое — невозможно же втиснуть в неполные полтора часа экранного времени содержание хоть и небольших, но всё же трёх пьес!
Первая часть трилогии («Праздничный сон — до обеда») написана в 1857 году, две другие («Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдёшь, то и найдёшь», известная и под вторым заглавием - «Женитьба Бальзаминова») - в 1861-м. Все они имеют подзаголовок - «Картины московской жизни».
Не все и не сразу смогли оценить эти комедии, было много критических отзывов, было даже решение Литературно-театрального комитета по последней из них: «Не одобряется к представлению», а затем разрешение с указанием, что комитет «не признаёт большого литературного и сценического достоинства в пьесе Островского» (?!) и делает для неё исключение из-за бедности репертуара Александринского театра, да и то с оговоркой, что автор будет сам отвечать за своё произведение.
И снова скажу об оценке Достоевского, писавшего в уже цитированном письме: «Что сказать Вам о Ваших ''сценаx''? Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме… из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место. Я её видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я её помню»
Давайте же ещё раз вспомним Мишу Бальзаминова и последим за его приключениями!
*************
Через все три пьесы проходит четвёрка главных героев - это, в первую очередь, обитатели бедного домишки: сам Бальзаминов, его маменька Павла Петровна (все ли помнят, как её зовут?), кухарка Матрёна.
Очень много написано о возрастном соответствии и несоответствии героев Островского и актёров, сыгравших их в экранизации, но для меня, как, наверное, и для многих, персонажи пьес предстают именно такими:
И, конечно же, главный «двигатель» событий- сваха Акулина Гавриловна Красавина. Не так уж много места отведено ей в пьесах, но колоритнейший образ той, которую Достоевский «видал тысячу раз», забыть невозможно. Войдя в незнакомый дом, она сразу спросит: «Аль не узнали?» - чуть позже добавив: «Уж, кажется, нашу сестру из тысячи выберешь. Видна сова по полёту». И будем мы этой птицей любоваться...
Все прочие персонажи трилогии действуют каждый в своей пьесе, знаменуя очередной этап похождений главного героя, пытающегося осуществить свою мечту.
Из реплики маменьки Бальзаминова в самом начале самой первой пьесы мы об этой заветной мечте узнаём - «Всё счастье себе хочет составить, прельстить кого-нибудь», и это при том, что «разумом-то он у меня больно плох», «умишком-то его очень Бог обидел».И (не мной замечено) скудость ума, и ничтожность Бальзаминова подчёркнуты первой же его репликой — ответом на вопрос «Что ты там в кухне делаешь?»: «Не мешайте, маменька! Матрёна меня завивает!» Смешно всё: и сам факт, что молодого человека в кухне завивает кухарка, и его отношение к этому «процессу» («Не мешайте, маменька!» - точно важным делом занят!)
Маменька очень переживает: «На мои-то бы глаза лучше и нет тебя, а другие-то нынче разборчивы. Поговорят с тобой, ну и увидят, что ты умом-то недостаточен». А ведь стремится её ненаглядный Мишенька найти не просто невесту, а невесту богатую! «А понравиться хочется, особенно кабы богатой невесте». Усилия прилагаются неимоверные. Во второй уже пьесе Павла Петровна посетует: «Где-то он, бедный, бродит? Должно быть, далеко-далеко куда-нибудь ходит! Придёт всегда такой измученный, усталый, и лица-то на нем нет, и не ест ничего, только всё вздыхает. Надо полагать, он в Рогожскую бегает; а пожалуй что и в Лефортово!» Однако же недаром, выяснив у маменьки, что родился он в мае, Миша с горечью скажет: «Ну вот всю жизнь и маяться».Несмотря на то, что, по словам маменьки, «сторона-то у нас такая, богатых невест очень много, а глупы ведь», удача никак ему не улыбнётся. Островский показывает нам три эпизода, три встречи с теми, вокруг домов которых Бальзаминов так упорно ходил, - и всякий раз первая встреча с предполагаемой невестой по той или иной причине окажется и последней. По иронии судьбы, удачной окажется встреча с дамой, на которую сам «жених» даже и не заглядывался...
************
Так что же? Вспомним Бальзаминова?
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь