[Механизмы психологических защит]
Защитные механизмы психики – это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний, проще говоря это способы, которые мы используем для защиты своего эго (сознания) от стресса и неприятных ситуаций. Процесс этот происходит автоматически.
В некоторых случаях защитные механизмы могут быть полезными и помогать. Но, к сожалению, иногда это оказывается преградой к достижению желаемой цели или выстраиванию более гармоничных отношений, т.к. некоторые защитные механизмы искажают действительность. Сегодня разберёмся, какие же бывают защитные механизмы.
В данной публикации я сделал кнопочки, они отображены знаком "+" и выделены цветом. Их можно нажимать, чтобы развернуть пример и получить еще большее представление о конкретном защитном механизме.
1) Вытеснение (подавление) – заключается в устранении чего-либо из сознания в область бессознательного. Это могут быть эмоции, чувства, мысли, воспоминания или желания. Вытесняться может то, что вызывает негативные переживания, а также то, что является неприемлемым для сознательной части психики.
Бессозна́тельное
Бессозна́тельное — самостоятельная, независимая часть человеческой психики, психические процессы и явления, которые человек не осознает. В бессознательном хранится абсолютно весь опыт, который когда-либо переживал в своей жизни человек. В бессознательной части отсутствует сознательный контроль.
Суть защитной функции вытеснения заключается в том, чтобы подавить неприятные мысли, воспоминания или желания, которые вызывают тревогу или дискомфорт.
[пример вытеснения]:
1. Человек может вытеснить из своего сознания неприятный опыт из прошлого, который вызывает у него страх или болезненные эмоции. Вместо того, чтобы обращаться к этому опыту и пытаться разобраться в нем, он просто забывает о нем или отрицает его существование.
2. Другим примером вытеснения может быть отрицание своих желаний или потребностей. Например, человек может отрицать свою сексуальность или желание иметь детей, потому что это вызывает у него страх или чувство вины.
2) Проекция – это перенос «внутреннего мира человека» на внешний объект. В более узком контексте это иногда понимают, как механизм защиты, при котором человек переносит свои нежелательные или негативные мысли, чувства и желания на других людей или объекты. Например, человек может проецировать свою злость на другого человека, винить его в своих проблемах и не признавать свою ответственность за ситуацию.
[пример проекции]:
1. Мария всегда была очень критична к другим людям и часто находила у них недостатки. Она не могла признать свои собственные проблемы и неудачи, поэтому начала проецировать свои негативные мысли на своего коллегу Джона. Она стала критиковать его работу, говорить о его недостатках и неспособности. В реальности, Мария не могла признать свои собственные ошибки и неудачи, поэтому проецировала их на Джона.
3) Замещение (вымещение) – это реализация потребности в чем-либо с недоступного объекта на более безопасный и доступный. Например, человек может заменить свою злость на другого человека, т.е. на более безопасное чувство раздражения.
[Пример замещения]:
1. Петр был очень злым на своего начальника за то, что тот дал ему много работы и не оценил его усилия. Однако, он не мог выразить свою злость напрямую, поэтому заменил ее на чувство раздражения. Он начал ругаться на своего друга за то, что тот опоздал на встречу и не принес обещанные документы. В реальности, Петр заместил свою злость на начальника раздражением на друга.
4) Рационализация – Логическое оправдание, нахождение объяснений мотива своим действиям с целью избегания нежелательных эмоций. Допустим, с целью избегания чувства вины или принятия ответственности.
Пожалуйста, не путать с понятием «рациональное мышление» или «рациональный ответ на Автоматические мысли».
Рациональность мышления – это очень хорошо! Здесь подразумевается конструктивный мыслительный процесс, часто направленный на принятие решений и достижение целей, а также способность разумно оценить ситуацию.
Рационализация – Это уже не всегда хорошо, является другим понятием, т.к. здесь подразумевается защитный механизм психики, который может привести к искажению реальности и затруднить процесс личностного роста и развития.
[Пример рационализации]:
1. Алексей не смог получить повышение на работе, потому что он недостаточно усердно работал и не имела достаточно квалификации. Однако вместо того, чтобы признать свои недостатки, он начал искать оправдание. Он сказала себе, что ему просто не повезло и что руководство не оценило его труд. В результате, он оправдала свои недостатки и сохранил свое самоуважение.
2. Джо изменил Джулии и оправдал это, своей, якобы мужской природой.
3. Или наоборот: Элизабет изменила Лукасу и оправдала это тем, что он стал меньше уделять внимания (хотя, объективно он мог давать внимания столько-же, как и всегда).
5) Реактивное образование – замещение неприемлемого действия или эмоции в противоположную форму.
Есть много примеров применения данной защиты. В основном она применяется тогда, когда проявление одного из полюсов амбивалентности наказуемо или опасно, а также при внутреннем ощущении, что такие чувства неприемлемы.
[Пример Реактивного образования]:
1. Анна влюблена в Дмитрия, но испугавшись этих чувств, например из-за их запретности, т.к. он женат, может начать относится к Дмитрию крайне негативно и проявлять агрессию по отношению к нему, замаскировав тёплые чувства и возможно, даже не осознавая эту крайность.
2. Еще пример из мультика. «Эй, Арнольд». В то время как Хельга постоянно запугивает Арнольда и внешне делает вид, что ненавидит его, на самом деле она глубоко влюблена в него до одержимости, поскольку она часто преследует его и пишет о нем стихи о любви. В этом примере Хельга осознает свои истинные чувства, но причина, по которой она продолжает запугивать Арнольда - это скрывать свои чувства к нему из страха быть отвергнутой.
Чем вся эта история закончилась, я в детстве так и не досмотрел, но сейчас ради интереса загуглил, у них в итоге все хорошо разрешилось и сложилось.
6) Регрессия - это возвращение к более раннему уровню развития, когда человек еще не умел решать сложные проблемы и использовал примитивные механизмы защиты.
Пример регрессии может быть, когда взрослый человек начинает вести себя как ребенок, если он сталкивается с сильным стрессом или трудной ситуацией. Например, он может начать плакать, капризничать, требовать внимания и заботы от других людей.
В такой ситуации важно понимать, что регрессия является временным явлением и необходимо помочь человеку вернуться к здоровым механизмам защиты. Для этого можно предложить ему поддержку и понимание, а также помочь ему найти здоровые способы справляться со стрессом и трудными ситуациями.
7) Сублимация — это трансформация запретных импульсов или желаний в социально-приемлемую форму.
Фрейд это понимал, как трансформацию сексуальной энергии человека в продуктивную и одобряемую деятельность, например в творчество. Его дочь Анна классифицировала сублимацию как один из основных «защитных механизмов» психики.
Сейчас сублимацию трактуют в более широком контексте, как трансформацию любых неприемлемых потребностей в полезную деятельность.
Примером сублимации может быть, когда человек, испытывающий агрессивные или сексуальные желания, начинает заниматься спортом или искусством. Вместо того, чтобы выражать свои желания в неприемлемой форме, он использует свою энергию для достижения целей в более социально приемлемой форме.
Сублимация может быть очень полезной и продуктивной стратегией для достижения целей. Можно научиться сознательно использовать сублимацию.
[Еще пример сублимации]:
1. Человек с садистскими наклонностями, вместо того, чтобы удовлетворять свои желания насилием над другими людьми или животными, становится врачом хирургом и использует свою энергию для помощи, и лечения других. Это позволяет ему выразить свои желания в более социально-приемлемой форме, и в то же время, помогать другим людям, быть полезным.
8) Отрицание — это защитный механизм, который позволяет человеку отрицать или игнорировать существующую реальность, которая может вызвать у него негативные эмоции или страх.
[Пример отрицания]:
1. Александр стал свидетелем смерти близкого друга в результате аварии, но не может в это поверить и продолжает его реанимировать или трясти за плечи, чтоб тот очнулся.
2. Человек болен смертельной болезнью, но не верит врачам, продолжая отрицать наличие болезни.
P.S. Отрицание и вытеснение довольно схожи, только под вытеснением подразумевается подавление внутренних, неприемлемых для личности импульсов и позывов (желания, мысли, эмоции, чувства). А под отрицанием - внешних, направленных вовне (отсутствие восприятия).
9) Компенсация — это защитный механизм, который помогает человеку компенсировать свои недостатки или неудачи в одной области жизни путем развития других областей.
Например, человек, который не может достичь успеха в своей профессии, может начать заниматься спортом и стать успешным спортсменом. Таким образом, он компенсирует свои неудачи в карьере успехами в другой области жизни.
Компенсация может быть очень полезным механизмом, однако, в некоторых случаях чрезмерное использование данного механизма также может привести к проблемам, если человек становится слишком одержимым своими компенсаторными действиями и игнорирует свои реальные проблемы и недостатки.
На физиологическом (или телесном) уровне, в качестве примеров компенсации можно назвать факты усиленного развития слуховых функций и чувствительности рук у незрячего ребенка.
_________________________________________________________
Это далеко не исчерпывает весь список защитных механизмов психики. Сегодня привёл в пример лишь некоторую часть из них. Какие ещё защитные механизмы вы знаете и хотели бы увидеть или обсудить в следующей публикации? 😊
Александр Сергеевич Батраков (Получить консультацию)
Мой Instagram: Soulvorkuta
Мой ВК: https://vk.com/soulvorkuta
Подписывайтесь, буду всем рад! :)
Автор: Батраков Александр Сергеевич
Психолог, КПТ-терапевт Магистр психологии
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru