Найти тему

И ещё раз про «Харрикейны»

Как выяснилось, любое упоминание британского самолёта «Харрикейн», тем более в приложении к Красной Армии, встречает огромную волну негатива. Но если, конечно, вы не ругаете этот аэроплан самыми последними словами. И не рассказывает, что хуже его трудно придумать.

Это пошло с советских времён, когда про «Харрикейны» писали лишь в негативном ключе.

Вспомните роман «Балтийское небо».

Лунин влез в кабину, потрогал ручку, осмотрел приборы. В кабине показалось ему тесновато и неудобно. Впрочем, вероятно, это дело привычки... Приборы тоже ему не понравились. Хороша только отделка, много стекла и блестящих металлических частей, а по существу всё это довольно примитивно. Он никак не ожидал найти в английском самолёте такие приборы.

***

А вот вооружение... Вооружение на «Харрикейне» было явно слабее, чем на «И-16». Нет, с таким вооружением против «Мессершмитта» и сунуться нельзя...

***

Оказалось, что, вопреки всем ожиданиям, обычная скорость «Харрикейна» нисколько не больше скорости «ишака». И только с помощью особого приёма — так называемого «форсажа» — скорость его можно было увеличить незначительно, всего на несколько десятков километров в час. Этот «форсаж» мог, к тому же, продолжаться всего несколько минут и потреблял огромное количество горючего, что в результате приводило к резкому сокращению пребывания самолёта в воздухе.
Нет, это слишком дорогая цена за две-три минуть! Полёта со слегка повышенной скоростью.

Конечно, прочитав такое, удивишься, зачем нам вообще эти самолёты. Я комментировать сие не буду. Рекомендую каждому посмотреть информацию про «Харрикейн» в любом справочнике и сравнить с предложенными мной фрагментами.

О чём надо знать в первую очередь, и про что как раз многие не знают.

Во-первых, английский самолёт Hawker Hurricane — действительно не самый лучший истребитель того времени. И это легко объяснить, учитывая, когда он был разработан. Первый раз взлетел в 1935 году, а в серию запущен на год позже. Вполне можно сказать, что англичане поставляли нам старьё.

Но это старьё было ровесником нашему И-16, который пошёл в серию на год раньше. И если говорить про упомянутую в цитатах выше скорость, которая у «Харрикейна» была слегка выше за счёт форсажа, то самые скоростные версии И-16 на высоте разгонялись до 470 км/час, тогда как «Харрикейн», даже самой первой модификации без всякого форсажа набирал скорость до 520 км/час запросто.

Конечно, конструкция этого самолёта тоже была, мягко говоря, не самой современной. Каркас из стальных труб, обтянутых полотном — это вроде не внушает уважения. Но именно такую конструкцию имели все истребители Як. Причём уже в 1939 году крыло у «Харрикейна» стало металлическим.

Однако, самое главное, о чём не знали многие мои читатели, а некоторые до сих пор не верят, что «Харрикейны» в британской армии воевали до самого конца войны и внесли весомый вклад. Правда, уже не в качестве истребителя. «Харрикейн» превратили в штурмовик, и весьма удачный. Немцы это почувствовали ещё в сражении под Эль-Аламейном. Именно штурмовая авиация у англичан стала основным средством борьбы с немецкими танками, да и вообще успешно прокладывала дорогу. Британцы, чуть что вызывали свои штурмовики и те успешно справлялись с подавлением любой обороны. Если погода позволяла.

Вместо двенадцати крыльевых пулемётов, поставили сначала четыре 20-мм пушки, а затем две 40 мм противотанковые автоматические пушки, плюс ещё два пулемёта. Подвешивали по две бомбы по 110 или 230 кг. На последующих модификациях появилось восемь 76-мм ракет. На самолёт навесили столько брони, что на последних модификациях его уже без сопровождения истребителей не выпускали, слишком стал тихоходный и неповоротливый. Штурмовики Hawker Hurricane Mk II и Mk IV были основными до высадки в Нормандии, потом их стали сменять более совершенные Hawker Typhoon и Hawker Tempest.

Так что, надо признать, этот старый «Харрикейн» весьма неплохо служил в войне. И если его и не отнести к числу лучших самолётов Второй Мировой, то уж лишний раз несправедливо ругать, точно не стоит.

Есть ещё статьи по теме:

«Харрикейн» самый оклеветанный истребитель в Советском Союзе

Это грозное слово штурмовик (по-английски)