Найти тему
Восход Корсаков

О дальневосточном трубаче, лоцманской службе и сомалийских пиратах

Из воспоминаний начальника  лоцманской службы Росморпорта города Корсакова Александра Комкова

Проверено практикой: большинство из тех, кто пожил на Сахалине хотя бы короткое время, прикипает к нему  душой. Так вышло и у меня. Приехал на остров  в 1974 году из Красноярского края, на следующий год будет 50 лет моего пребывания на земле, ставшей для меня второй Родиной.  Звучит несколько пафосно, но обо мне можно сказать:  – «человек, влюбленный в Сахалин». В этом же году поступил в  невельскую мореходку. В 1978 году после окончания учебного заведения получил распределение  в порт Корсакова. В течение года набирал плавательный  ценз, а затем в течение 20 лет работал в порту. В 1982 году окончил учебный комбинат, получил диплом. В то время в практику вошло совмещение профессий.  Судоводители переучивались на механиков и наоборот - так называемый щукинский метод.  80-е годы прошлого века – последняя «мирная» десятилетка перед развалом Советского Союза запомнилась спокойной,  размеренной работой. Все было ясно, привычно, жизнь, казалось, расписана на много лет вперед. Но, как оказалось, - только казалось. Наступили 90-е годы лихолетья и крутых перемен.  Чтобы как-то свести концы с концами, мы с товарищами  по работе брали отпуска и ходили в моря. Довелось заниматься промыслом окуня, палтуса  на рыболовецких  шхунах в качестве капитана. Лов велся, в основном, глубоководными сетями. Если же занимались промыслом трубача, то в этом случае использовали ловушки.

Трубач дальневосточный – хищный брюхоногий моллюск, его изящная винтообразная раковина, напоминающая закрученный, немного вытянутый конус, похожа на улитку. Раковина у трубача – твердая, чтобы раздробить ее, потребуются значительные усилия. В  древние времена   их использовали в качестве светильников, украшений и сигнальных труб. Отсюда и название этого морского существа. Мясо моллюска богато цинком и будет полезно всем, особенно мужчинам. Предварительно перед приготовлением обязательно следует отрезать подошву, которой обеспечивается их крепление к панцирю. Потом можно варить, жарить, тушить,  готовить на гриле.  Можно есть и сырое мясо.  Мясо низкокалорийное (24 ккал на 100 гр) и полно легкоусвояемого белка.  Огромный набор витаминов содержит множество микроэлементов. Употребление улучшает иммунитет,  способствует нормализации обмена веществ,  повышает потенцию и общий тонус организма. Как представляется, представителей сильного пола особо заинтересуют два последних пункта характеристики мяса трубача!

Промыслом трубача занимались в основном на восточном побережье Сахалина. В поисках наиболее удачных мест лова моллюска поднимались с юга на север, потом возвращались обратно.  В одном порядке было около 170 ловушек. Выметываешь порядок в воду и от 12 часов до суток на шхуне так называемый  отстой, время ожидания заполнения ловушек. После весь экипаж занимается переборкой порядков (ловушек). Добытый трубач отправляется на борт судна в деревянные ящики. Его ракушку надо раздробить, извлечь мясо, промыть. Выходит готовая продукция в виде мяса, которую  замораживали и через месяц после начала работы сдавали в Японию.  Команда на шхуне – 14-16 человек, в основном, сахалинцы. Разные случались ситуации. Довелось нам попадать и в жестокие шторма, и стоять сутками  без движения во льдах. А однажды произошел случай, едва не закончившийся трагически,  отчасти виновником которого я считаю  себя.  Море штормило, шхуна удерживалась на месте плавучим якорем –специальным  парашютом из полотна, который раскрывается и не позволяет судну быстро дрейфовать. Как-то ночью на мостик прибегает старпом: у матроса пошло кровотечение, необходимо принимать экстренные меры к его спасению. Как впоследствии оказалось, у него открылась прободная язва. Оказывается, на берегу он обманул медицинскую комиссию,  пришел перед рейсом на шхуну: здоров, готов к работе. Я знал, что матрос лечил язву, но сжалился над ним, закрыл глаза. Ведь у него на иждивении трое маленьких детей. По ходу рейса команда употребляла в пищу мясо трубача, богатое белком, и у  матроса открылась язва. Вышел на связь с судовладельцем – нужна срочная помощь, - и побежали на Поронайск. Граница закрыта, в порт заходить не имеем права., границу открыли, встали на рейде. Приехали за больным, на носилки, на катер и – в больницу. Все в итоге закончилось благополучно. Как сказал хирург, опоздали бы на два часа и все, конец парню. С тех пор и зарекся:  в рейс  идут только здоровые матросы.

В 2002 году в ЗАО «Пиленга» ходил старпомом на рефрижераторе «Корсаков», водоизмещением 9000 тысяч тонн.  Судно в качестве перегрузчика  работало в Охотском море. Наша задача – сбор  продукции (минтая) с рыболовецких судов. Собрали – идем в Далянь. Сдал выловленный улов – и обратно, в район промысла, обходить рыболовецкие суда.

«Наша служба и опасна, и трудна» - так с полным основанием можно сказать о работе в лоцманской службе Росморпорта, где я тружусь лоцманом с 2004 года.  Начальник лоцманской службы с 2011 года.

Лоцман – моряк или речник, по квалификации – судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий  береговую обстановку и местный фарватер. Он проводит по нему морские или речные суда, тщательно отслеживает места, представляющие опасность. Лоцман несет ответственность за плавание и швартовку судна в прибрежных водах.

Моя  рабочая смена начинается в 7 часов.  Прихожу на работу, просматриваю заявки, знакомлюсь с прогнозом погоды, созваниваюсь с диспетчерами,  смотрю расстановку судов в конкретное время. Заявки выполняются по времени. Подошел пароход, встал  на рейд, к нему направляются два буксира для последующей проводки и швартовке судна. Подошли, лоцман (в моем лице)  высаживается  на борт парохода, поднимается на мостик, представляется капитану. Пришвартовал судно к причалу, возвращаешься  в офис и ожидаешь следующую проводку парохода.  Главное в работе лоцмана (как, впрочем и  представителей других профессий) – безаварийная работа без чрезвычайных происшествий и ненужного риска. Но случилась в практике наших четверых  сахалинских моряков, среди которых был и мой сын,  ситуация, никоим  образом от них не зависящая. 2008 год.  Я в отпуске, отдыхаю в санатории, так сказать, привожу здоровье в порядок. По телефону звонит с нашей компании  мой коллега,  просит оказать помощь  - перегнать из Сингапура буксир «Свитцер Сахалин» в Пригородное. Здесь он   будет  в рамках шельфового проекта «Сахалин-2»   швартовать большие неуклюжие газовозы к причалу.  Помочь родной компании – святое дело. Даю свое согласие, ближайшим рейсом  вылетаю в Сингапур. Эпопея с перегоном «Свитцера Сахалин» закончилась удачно. В назначенный срок он пришел в порт Пригородное, и уже вскоре начал заниматься своей непосредственной деятельностью. Совершенно иначе обстояли дела у второго буксира «Свитцер Корсаков», который с  еще одним  буксиром   перегоняли с адмиралтейских верфей  Санкт-Петербурга через Сингапур и далее – на Сахалин. В пути один из буксиров сломался, а «Свитцер Корсаков» был захвачен в плен сомалийскими пиратами  1 февраля 2008 года на выходе из Аденского залива в Аравийском море Индийского океана. Пираты догнали буксир на двух лодках, захватили судно и почти два месяца удерживали на нем заложников в порту Могадишо самопровозглашенного государства Пунтленд. В экипаж захваченного судна входили 4 россиянина (все – сахалинцы) и два гражданина Великобритании.  Был среди них и мой сын – Евгений Комков. Как он позже рассказывал, отношение в плену к заложникам было плохое. Пираты при каждом удобном случае щелкали затворами автоматов. Кормежка, по словам сына, была отвратительной. Моему сыну, если можно так выразиться, - «повезло». Один из всех пленников он работал в порту на портальном кране – опыт такой работы у него был.

Несколько раз «Свитцер Корсаков» подвергался обстрелу. 13 февраля правительственные войска попытались освободить буксир, но тщетно.  В ответ на действия военных пираты открыли огонь. В итоге переговорщикам, представителям английских спецслужб, удалось за сумму порядка 700 тысяч долларов освободить заложников.  Их отправили в Оман. Оттуда российская часть экипажа (Николай Березовский, Алексей Личкунов, Петр Симочкин и Евгений Комков)  вылетела на Сахалин.  Сын отдохнул дома, отъелся немного на домашних харчах, а затем вылетел в Пусан за буксиром «Свитцер Корсаков», который для ремонта перегнали в Пусан (Южная Корея)…