Найти в Дзене

Кейсы из экстремальной психологии: примеры оказания психологической поддержки

Оказавшись в кризисной, экстремальной или опасной ситуации, любой человек чувствует себя иначе, чем в повседневных обстоятельствах. Это закономерная реакции на ненормальные обстоятельства. Врачи и психологи называют это состояние острой реакцией на стресс.

Проявляется она по-разному — яркой вспышкой гнева, слезами, острым переживанием страха, апатией, отчаянием. У специалистов есть в арсенале различные способы помощи, но ведь не всегда рядом оказывается психолог или врач. Несколько примеров о том, что в такой ситуации может сделать обычный человек — от директора МЧС России Юлии Сергеевны Шойгу.

Предположим, на вашего знакомого напали в подъезде и отобрали сумку с крупной суммой денег. Он ходит из угла в угол, размахивает руками, кричит, обвиняет в бездействии полицию, соседей. Другими словами — ваш знакомый очень зол. Такая реакция нормальна, человек имеет на нее право. Однако! Она отнимает очень много энергии и никак не помогает справиться со свалившейся на него проблемой.

Что делать не нужно:

  • стараться переспорить или переубедить злящегося человека
  • не стоит «подливать масла в огонь»
  • не очень уместно призывать «успокоиться» или «взять себя в руки»

Что нужно делать:

  • говорить с человеком спокойно, не повышая темп и громкость речи
  • задавать вопросы, которые помогут человеку сосредоточиться на мыслительной деятельности (что ты запомнил? можешь ли описать нападавших? что еще было в сумке? есть ли у нее какие-то особенности?)
  • обсуждать дальнейшие действия. Это поможет человеку сформулировать план, а вы сможете предостеречь его от необдуманных спонтанных поступков

Яркая вспышка гнева скоротечна, она быстро пройдет, и к человеку вернется способность разумно мыслить и принимать решения.

Другая ситуация:

Человек сдал анализы, чтобы подтвердить или опровергнуть у себя опасное заболевание. Ждать результатов еще три дня, но он очень тревожится, не может ни на чем сосредоточиться, поминутно проверяет электронную почту — не пришли ли результаты. У него пропал аппетит и ухудшился сон.

Что делать не стоит:

  • давать обещания, выполнить которые вы не можете («все будет хорошо», «не беспокойся«)
  • обесценивать проблему («да ладно, что ты переживаешь, вот у Пети…»)
  • заменять поддержку лозунгами и шаблонными фразам

Что делать:

  • проявить сочувствие и дать человеку рассказать о его тревогах и страхах (озвученные переживания становятся менее болезненными)
  • помочь человеку найти занятие, которое поможет ему не находиться в состоянии постоянного тревожного ожидания — предложить совместную прогулку, поход в магазин или приготовление обеда
  • если это уместно — помочь человеку составить план действий на случай, если диагноз все же подтвердится

Неравнодушие побуждает нас протягивать руку помощи тому, кто оказался в беде. А знание приемов психологической поддержки позволяет оказать помощь эффективно и безопасно.