В биографии сегодняшнего героя любопытен тот факт, что изначально он начинал заниматься живописью не ради, как принято говорить, "куска хлеба", ведь Павел Федорович Плешанов был сыном богатого купца 1-й гильдии. Поэтому неудивительно, что началось его обучение в Петербургском коммерческом училище. Но вот затем судьба повернулась так, что живопись и преподавание остались единственным, что позволяло ему иметь средства к существованию.
Но это я немного забежал вперед, давайте обо всем по порядку. В Академии художеств (поступил в 1848 году) Плешанов учился у профессора Федора Бруни. Несмотря на явное покровительство его учителя, молодой живописец закончит Академию (1854 год) только со званием художника III-й степени. Сразу же по окончании учебного заведения он за свой счет (и по совету Бруни) отправляется за границу для "усовершенствования себя в искусстве", как писали тогда.
Очевидно, что эта поездка принесла свои плоды, потому как всего лишь через три года за выставленную в Академии историческую картину, представленную ниже, ему присуждают звание академика:
Во "Всемирной иллюстрации" напишут, что перед этой картиной "на выставке в Академии стояла постоянно густая толпа", но в целом оценят ее невысоко, посчитав, что она понравится только "невзыскательному зрителю".
Далее художник будет плодотворно работать, причем не только в историческом жанре, но и в портретном, так в 1865 году, он напишет портрет своего дяди:
Будет еще множество других портретов родственников художника (листайте галерею выше), а также портретов, написанных на заказ. Вообще Плешанов был достаточно востребован и, что называется, карьера "шла в гору", в 1869 году он получает звание профессора исторической и портретной живописи за эту работу:
Вот только вскоре умирает его отец. А далее произошло то, что описали в художественном журнале тех времен следующим образом: "со смертью его в руках старшего сына состояние исчезло как дым". Во "Всемирной иллюстрации" предположат, что Плешанов "свое несчастие" переносил "благодушно" и достаточно поэтично разовьют эту мысль:
Вырос он в роскоши, развивался с надеждою жить для искусства, не заботясь о средствах существования, а конец был обманом всяких расчетов человеческих и гибелью надежд, составляющих утешение при бурях житейского моря.
"Из пышно устроенного дома-особняка" сыновья купца были вынуждены съехать в Академию, где "удалось Павла Федоровича пристроить на открывшуюся вакансию служебного профессора".
Несмотря на то, что в той статье утверждалось, что Плешанов "к роли руководителя других ни по образованию, ни по характеру, ни по внутреннему влечению не создан был", в 1870-х он становится членом Совета Академии художеств и помощником заведующего Мозаическим отделением. Кроме, собственно, картин художник был известен и многочисленными образами для церквей столицы и других городов.
В некрологе, посвященным художнику подытожат, что непростая судьба (перипетиям которой уделили значительную часть очерка) сына богатого купца не могла не сказаться на его здоровье:
Он, очевидно, страдал сердцем и его наружное ожирение было болезненно. Болезнь [...] прекратила страдания человека, уже сознавшего, что он сделался лишним на этом свете, совсем осиротев. Но как человек прекрасной души и чисто христианского смирения, П.Ф. Плешанов кончиною своею вызвал у всех его знавших сожаление: зачем так незаслуженно, казалось, он страдал, неповинный ни перед кем в злом даже пожелании...
Так это или нет, но в ноябре 1882 года художник скончался и был похоронен в Петербурге. Возможно, конечно, что в некрологе слегка сгустили краски, однако же основные вехи судьбы художника они перечислили и снабдили их своей оценкой. А это позволяет нам, спустя много лет, узнать немного больше о художнике, нежели просто "голые" факты из его биографии.
Не могу еще удержаться от того, чтобы не привести русскую пословицу, как нельзя лучше подходящую под сегодняшнюю статью: "От тюрьмы и от сумы не зарекайся". Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".