Найти тему
История живописи

Сын богатого купца, которому пришлось зарабатывать на жизнь живописью

В биографии сегодняшнего героя любопытен тот факт, что изначально он начинал заниматься живописью не ради, как принято говорить, "куска хлеба", ведь Павел Федорович Плешанов был сыном богатого купца 1-й гильдии. Поэтому неудивительно, что началось его обучение в Петербургском коммерческом училище. Но вот затем судьба повернулась так, что живопись и преподавание остались единственным, что позволяло ему иметь средства к существованию.

"Воскрешение пророком Елисеем сына Сарептской вдовицы", П.Ф. Плешанов, 1854. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Воскрешение пророком Елисеем сына Сарептской вдовицы", П.Ф. Плешанов, 1854. Русский музей, Санкт-Петербург.

Но это я немного забежал вперед, давайте обо всем по порядку. В Академии художеств (поступил в 1848 году) Плешанов учился у профессора Федора Бруни. Несмотря на явное покровительство его учителя, молодой живописец закончит Академию (1854 год) только со званием художника III-й степени. Сразу же по окончании учебного заведения он за свой счет (и по совету Бруни) отправляется за границу для "усовершенствования себя в искусстве", как писали тогда.

Очевидно, что эта поездка принесла свои плоды, потому как всего лишь через три года за выставленную в Академии историческую картину, представленную ниже, ему присуждают звание академика:

"Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года", П.Ф. Плешанов, 1856. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года", П.Ф. Плешанов, 1856. Русский музей, Санкт-Петербург.

Во "Всемирной иллюстрации" напишут, что перед этой картиной "на выставке в Академии стояла постоянно густая толпа", но в целом оценят ее невысоко, посчитав, что она понравится только "невзыскательному зрителю".

Далее художник будет плодотворно работать, причем не только в историческом жанре, но и в портретном, так в 1865 году, он напишет портрет своего дяди:

Будет еще множество других портретов родственников художника (листайте галерею выше), а также портретов, написанных на заказ. Вообще Плешанов был достаточно востребован и, что называется, карьера "шла в гору", в 1869 году он получает звание профессора исторической и портретной живописи за эту работу:

Вот только вскоре умирает его отец. А далее произошло то, что описали в художественном журнале тех времен следующим образом: "со смертью его в руках старшего сына состояние исчезло как дым". Во "Всемирной иллюстрации" предположат, что Плешанов "свое несчастие" переносил "благодушно" и достаточно поэтично разовьют эту мысль:

Вырос он в роскоши, развивался с надеждою жить для искусства, не заботясь о средствах существования, а конец был обманом всяких расчетов человеческих и гибелью надежд, составляющих утешение при бурях житейского моря.
Автопортрет, П.Ф. Плешанов, 1863. Томский областной художественный музей.
Автопортрет, П.Ф. Плешанов, 1863. Томский областной художественный музей.

"Из пышно устроенного дома-особняка" сыновья купца были вынуждены съехать в Академию, где "удалось Павла Федоровича пристроить на открывшуюся вакансию служебного профессора".

Несмотря на то, что в той статье утверждалось, что Плешанов "к роли руководителя других ни по образованию, ни по характеру, ни по внутреннему влечению не создан был", в 1870-х он становится членом Совета Академии художеств и помощником заведующего Мозаическим отделением. Кроме, собственно, картин художник был известен и многочисленными образами для церквей столицы и других городов.

Портрет купца Дмитрия Максимовича Плешанова, П.Ф. Плешанов, сер. XIX в. Музей "Ростовский кремль". Одна из немногих акварелей художника.
Портрет купца Дмитрия Максимовича Плешанова, П.Ф. Плешанов, сер. XIX в. Музей "Ростовский кремль". Одна из немногих акварелей художника.

В некрологе, посвященным художнику подытожат, что непростая судьба (перипетиям которой уделили значительную часть очерка) сына богатого купца не могла не сказаться на его здоровье:

Он, очевидно, страдал сердцем и его наружное ожирение было болезненно. Болезнь [...] прекратила страдания человека, уже сознавшего, что он сделался лишним на этом свете, совсем осиротев. Но как человек прекрасной души и чисто христианского смирения, П.Ф. Плешанов кончиною своею вызвал у всех его знавших сожаление: зачем так незаслуженно, казалось, он страдал, неповинный ни перед кем в злом даже пожелании...
Портрет ростовского купца Максима Михайловича Плешанова, П.Ф. Плешанов, 1866. Музей "Ростовский кремль". На этой картине изображен дед художника.
Портрет ростовского купца Максима Михайловича Плешанова, П.Ф. Плешанов, 1866. Музей "Ростовский кремль". На этой картине изображен дед художника.

Так это или нет, но в ноябре 1882 года художник скончался и был похоронен в Петербурге. Возможно, конечно, что в некрологе слегка сгустили краски, однако же основные вехи судьбы художника они перечислили и снабдили их своей оценкой. А это позволяет нам, спустя много лет, узнать немного больше о художнике, нежели просто "голые" факты из его биографии.

Не могу еще удержаться от того, чтобы не привести русскую пословицу, как нельзя лучше подходящую под сегодняшнюю статью: "От тюрьмы и от сумы не зарекайся". Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".