Найти тему
Идеономика

Знание — бессилие: потребление новостей должно стать осознанным выбором

Многим людям кажутся очевидными идеи о том, что информация — это прекрасно, знание — это сила, осведомленность о социальных и политических проблемах — признак ответственного гражданина. Но так ли это на самом деле? Результаты последних исследований связи между политической осведомленностью и личным благополучием указывают на обратную закономерность, как бы мрачно это ни прозвучало. Иногда (вероятно, в большинстве случаев) лучше вообще не знать.

Разбираться в политике и следить за новостями — это своеобразный наркотик, который вызывает привыкание, однако нас призывают обращать на это внимание как можно чаще, чтобы мы были осведомлены о положении дел. Если разбираться во всем — это не ваш профессиональный долг, то неясно, что на самом деле дают вам новости, хорошие или плохие, кроме того, что вы узнаете о вещах, которые в действительности не можете контролировать. Большая часть новостей отвлекает от действительно важного - семьи, веры, дружбы и общения. Наше время на Земле не безгранично (в среднем у нас всего около 4 000 недель), поэтому выбирать, на что его потратить, нужно мудро.

То, что писательница Сара Хайдер называет «информационной зависимостью», не что иное как эпидемия. В буквальном смысле слова политика приводит к болезни. Единственный способ заразиться этой болезнью — изучать новости и потреблять их в больших количествах. И это — выбор. Хайдер выбрала другой путь, решив обойтись без новостей в течение шести месяцев в конце 2021 и начале 2022 года. Отказавшись от надуманных, раздутых и неактуальных историй, по ее словам, она стала более здравомыслящей, почувствовала себя счастливой, и что удивительно, стала более информированной. Но имеет ли смысл миллионам других людей полностью пересмотреть свое отношение к политической информации? В обширном исследовании, проведенном в 2022 году политологом Кевином Смитом, 40% респондентов сообщили, что политика является «значительным источником стресса» в их жизни, а 5% — что составляет примерно 12 миллионов человек — сообщили о суицидальных мыслях из-за политики. Значительная часть респондентов отметила, что политические новости провоцируют чувство усталости, бессонницу, потерю самообладания и проблемы с контролем импульсивного поведения.

И особенно остро эта проблема стоит перед молодыми людьми. Уровень депрессии и суицидальных мыслей достигает рекордного уровня, причем каждая третья девушка-подросток всерьез задумывается о самоубийстве. Юноши тоже не в лучшем положении. Согласно другому исследованию, психические и физические симптомы, вызванные политическими мотивами, более выражены не только среди молодежи, но и среди политически активных людей и тех, кто придерживается левых взглядов. При этом у молодых консерваторов отмечается более высокий уровень удовлетворения жизнью.

Сочетание молодости, социальной активности и либеральных взглядов стало вызывать тревогу, уныние и даже отчаяние. Если вы придерживаетесь прогрессивных взглядов, то желание передать это вашим детям вполне понятно. Это может принести пользу обществу, но неблагоприятно сказаться на их здоровье. Соавторы исследования о политическом аспекте депрессии утверждают, что примерно с 2010 года подростки с либеральными взглядами могли чувствовать себя «чужими в растущем консервативном политическом климате, в результате чего их психическое здоровье страдало по сравнению с консервативными сверстниками, чьи политические взгляды получили более широкую поддержку общества».

Согласно этому подходу, у либералов в силу своих взглядов, есть все основания для депрессии. В конце концов, жизнь сурова и мир ужасен. Тейлор Лоренц из The Washington Post недавно написал в Twitter: «мы живем в капиталистическом аду поздней стадии». Конечно, это неверно, по крайней мере, в части ада. Несмотря на утверждения об обратном, современное общество не находится в состоянии гражданской войны или под гнетом диктатуры. Хотя современная система социальной защиты далека от идеала, она стала скорее более, чем менее щедрой.

Почему молодые люди с консервативными взглядами не чувствуют себя подавленными? Предполагается, что они меньше интересуются политикой. Кроме того, имеет значение и вопрос демографии. В студенческих кругах и крупных городах консерваторы, как правило, составляют меньшинство. Поэтому у них нет выбора, кроме как акклиматизироваться и учиться взаимодействовать с теми, кто отличается от них.

Молодые, активно увлеченные социальным прогрессом люди, которые чаще всего внимательно следят за новостями, выработали привычку мыслить катастрофически. Для людей, которые смотрят на мир в таких красках, депрессия — признак порядочного человека. Например, в исследовании о взаимосвязи политики и депрессии авторы отмечают: «либеральные взгляды часто свидетельствует об относительно большей осведомленности о социальном неравенстве, что может нанести ущерб психическому благополучию, особенно среди менее привилегированных групп, которые являются объектами общественного пренебрежения». Между тем, авторы статьи 2023 года в журнале Journal of Personality and Social Psychology сетуют на последствия своих собственных выводов о том, что знание ежедневных политических событий способствует «ухудшению психологического и физического благополучия». Они предостерегают: «Хотя желание чувствовать себя лучше, сталкиваясь со стрессом, вполне естественно, это решение приносит как выгоду, так и издержки». Под последними может подразумеваться то, что люди, не интересующиеся новостями, испытывают «меньшую мотивацию к политическим действиям» и могут «отвлечь свое внимание от несправедливости и необходимости протестов».

Такие доводы по меньшей мере сомнительны с моральной точки зрения. Нельзя поощрять катастрофический образ мышления и мрачный взгляд на мир, даже если это приведет к более справедливым социальным результатам. В конце концов, насколько справедливыми могут быть результаты, если они достигаются ценой психического здоровья десятков миллионов людей, которых приучили ожидать худшего? Как недавно утверждал писатель Мэтью Иглесиас, «анализ неоднозначных событий с негативным оттенком — это как раз то, чем является депрессия». Он добавляет: «учебные заведения все чаще создают среду, в которой студентов поощряют проявлять психологическую неустойчивость и использовать эту хрупкость в качестве движущей силы».

Как бы трудно это ни было, людям нужно найти способ отвлечься от постоянного давления политики. В культуре, где все является «проблемным», даже если это не так, постоянные тревоги ежедневных политических событий слишком легко вызывают беспокойство, гнев и безнадежность. Действительно, если сосредоточить внимания на предполагаемых катастрофах, в том числе и в далеком будущем, то мы можем получить глубокие последствия, одновременно странные и неестественные. Примечательно, что Эзра Кляйн из The New York Times заметил в прошлом году, что вопрос, который ему задают чаще других во время публичных выступлений, это: «А стоит ли мне заводить детей, учитывая климатический кризис, с которым они столкнутся?» Это и есть классический пример катастрофического мышления. Помимо всего прочего, люди, задающие этот вопрос, по-видимому, читают много новостей.

Если бы существовал способ воспринимать новости без ожидания неминуемой катастрофы, то это был бы шаг вперед. Но прогрессивным людям в особенности трудно это сделать. Для них осознание бедствий мира означает, что они обязаны говорить и действовать, или, по крайней мере, чувствовать. Если мы не можем освободиться от новостей (а это трудно в современном мире), можно, по крайней мере, установить перемирие с новостями. Информация и знания могут быть, и часто бывают, очень хорошими. Но они не являются безусловным благом. Иногда незнание — это настоящее благословение.