Найти тему

Провоцируем выход во фразу при алалии с помощью предлогов

Оглавление

Сложный этап выведения ребёнка с алалией во фразовую речь не взять наскоком. Понятно, что нужен минимальный предметный и глагольный словарь. В лёгких случаях срабатывает традиционная работа над простой фразой из двух слов.

С фразы глагол +сущ. традиционно начинают

  • Мишка сидит.
  • Мама идёт.
  • Собака лает.
  • Сюда же отношу и фразы с местоимением "Я".

Листайте галерею.

Подобные игры в большом количестве можно найти на канале в подборке "Короткие фразы. Слово Я." Хорошо включающийся эмоциональный ребёнок часто выходит во фразовую речь просто через разыгрывание действий с игрушками. Но... Если ситуация сложнее и речевые зоны коры в силу ряда причин пострадали значительно, эти задания не дают быстрого эффекта. Такое ощущение, что простой технический набор глагольного словаря не даёт чего-то важного, структура фразы не складывается.

Временной отрезок, за который можно понять, что фраза не формируется должным образом, очень короткий. Если за 2-3 месяца от начала работы не появились короткие предложения, надо искать дополнительные приёмы.

Хорошо работает введение речевых конструкций "предлог + прилагательное + существительное".

На 3-й месяц занятий стараюсь включить их в занятия.

Предлог+прилаг.+сущ. Примеры сочетаний:

  • на красной машине
  • на желтой полянке
  • под белой бочкой
  • под синим одеялом
  • в зелёной чашке
  • в чёрном ящике

Листайте галерею.

Ограничиваюсь только тремя предлогами: НА, ПОД, В. Использую прилагательные, обозначающие цвет предмета. Иногда включаю слова "большой-маленький". Эти словосочетания несут в себе комплекс речевых единиц для включения анализа структуры предложения. В них подразумевается глагольность, ведь в каждом конкретном пособии ребёнку будет понятно действие игрушек. Ясно же, что они или лежат, или стоят, или сидят. Глаголы эти уже есть в пассивной лексике, но произносить их в этих заданиях не нужно. Что значительно облегчает ребёнку речевую задачу. Сочетание "на зеленый квадрат" мозг воспринимает как "Едет на зеленый квадрат". По сути, это уже 4 слова, готовность к которым исподволь зреет в зоне ближайшего развития. Параллельно ведется работа над окончаниями прилагательных. Поэтому изменение падежных окончаний в некоторых заданиях воспринимаются ребенком естественно, он уже привык в ходе занятий прислушиваться к последним звукам в словах. Но я всегда сопровождаю проговаривание окончаний написанием соответствующей буквы, прямо на рабочем столе или на карточках.

Эти же словосочетания отлично подходят для тренировки скорости речевой реакции.

Когда ребенок познакомился с пособием, можно просить его отвечать быстро:

  • Куда идёт?
  • В желтый дом.
  • Куда идёт?
  • В белый дом.
  • Куда идёт?
  • В красный дом.

Постоянно ищем способы актуализации словаря, т.е. тренируем умение быстро находить нужное слово.

Любые ваши дидактические пособия на изучение цвета можно использовать для конструкций с предлогом. Нужно только добавить игрушки для обозначения тех действий, которые будете проговаривать вы, ну и написать на карточках предлоги.

Вы накапливаете предметный и глагольный словарь в предложениях из подлежащего и сказуемого, помогаете ребенку осмыслить структуру предложений на примере словосочетаний из трёх слов, в то же время готовите фразу из 4-х лексических единиц. При таком подходе не происходит "застревания" на каждом следующем шаге при выходе во фразовую речь. Даже при сенсомоторной алалии ребёнок вводит в бытовую речь расширенные предложения с практически готовой грамматической структурой. Этот приём очень эффективно предотвращает многочисленные грамматические ошибки, которые поджидают ребёнка с алалией при переходе во фразовую речь.