Найти тему
Скальды чешут скальпы

Последний бой бригантессы Микелины ди Чезаре. И чао, белла партиджана

В первых числах сентября 1868 года на площади Святого Антония, главной и тогда единственной в Миньяно-Монте-Лунго, на всеобщее обозрение были выставлены тела двух разбойников. Точнее, двух главарей местных бриганте: неаполитанского солдата Франческо Герры и местной воровки, двадцатисемилетней Микелины ди Чезаре. Обоих долго искали. Нашли и убили. Затем раздели и предъявили тем, кто бандитами их не считал.

- О, партиджано, портами виа. О, белла чао, белла чао. О, партизаны, с собой возьмите - в бою готов я умереть… Героизмом и бунтарскими традициями потомков гордых квиритов, италиков и цезальпийских галлов не удивить. Своими похвастать могут вполне и обоснованно.

Что они, кстати, и делают при каждом удобном и не удобном случае. За чашечкой ли корретто или рюмкой граппы. Понты для Римлянина, Неаполитанца или Туринца значат не меньше, чем тортеллони, равиолли капрезе или аньолотти.

Микелина ди Чезаре. Открытые источники.
Микелина ди Чезаре. Открытые источники.

- О, белла чао, белла чао. В горах пусть будет моя могила. В тени любимого цветка… Богата история Апеннин на примеры народного сопротивления. Сопротивления всем и вся. Своим. Чужим. Тем чужим, что вчера были своими, и наоборот. Потому полно могил среди цветов в горах полуострова.

Границы ощущаемого мира настолько размыты, что добро и зло не раз меняются местами. Пределы и контуры законного столь непостоянны, что разбойники, победившие сегодня, становятся не только властью завтра, но и партизанами вчера. И наоборот, их противники уходят в горы, но уже не карабинерами, а бандитами.

После победы практичного Короля Пьемонта Виктора Эммануила, на стороне которого сражались романтичные карбонарии и мужественные Гарибальдийцы, долгожданного объединения Италии так и не случилось. Вновь обострилось противостояние Севера и Юга Апеннин. Актуальное и сегодня.

Потомки Галло-Франков, населяющих Север полуострова, получили несравнимо больше в Королевстве Италия, чем их соседи. Ведущие свое происхождение от Греко-Римлян южане вдруг осознали, что Королевство Неаполитанское было им родным домом.

Теперь их аграрный край просто грабит более состоятельный промышленный Пьемонт. В несколько раз возросли налоги. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, наоборот, упали. Ввели воинскую повинность. Чиновники в местные администрации назначались из числа северян.

Те, кто вчера служил Бурбонам, нашли общий язык с гарибальдийцами Юга страны. Они взялись за оружие, но уже вместе. В горах вновь появились те, кто себя считал партизанами. В то время как вчерашние революционеры, а ныне опора новой монархии, называли их разбойниками.

Источник https://i.pinimg.com/564x/d3/79/38/d37938ecfc38c11712639a177fff3435.jpg
Источник https://i.pinimg.com/564x/d3/79/38/d37938ecfc38c11712639a177fff3435.jpg

Насколько сопротивление бурбонских партизан носило организованный характер, говорить трудно. Где грань между обычным разбоем и вооруженной политической борьбой, судит обычно победитель. Сначала приговорами трибуналов и залпами расстрельных команд. А затем учебниками и уроками истории страны.

- О, белла чао! Белла чао! Белла чао, чао, чао! Цветок напомнит: жизнь партизана за свободу отдана… Вот только далеко не всегда Белла, собственно чао. Что ни война, то женщины Италии вслед за мужчинами уходили с оружием в руках воевать за ту правду, что считали единственной. А нередко и не вслед вовсе, а наоборот, впереди мужей и братьев.

Будущая предводительница бриганте Микелина родилась 28 октября 1841 года в Касполи, одном из районов города Миньяно-Монте-Лунго. Тогда это была провинция Терра-ди-Лаворо, ныне именуемая Казерта. Что в области Кампания. Которая на тот момент входила в состав Королевства Неаполитанского и Обеих Сицилий.

Ее отец, Доменико Антонио ди Чезаре и мать Джузеппа Диодати, нанимались на любую работу, которую находили. От низкоквалифицированного ремесленного до обычного тяжелого крестьянского труда. В семье был старший брат Джованни. Род его занятий не определен. Если он вообще был. Так же, как и Микелины до ее ухода в горы.

Конечно, детей надо баловать. Только тогда из них вырастают настоящие разбойники. Известное дело. Но, возможно, ни брату, ни родителям особого дела до воспитания Микелины вообще не было. Ведь с ранних пор она была известна округе как воровка. Заметьте, и без изнеженностей.

С другой стороны, трудно представить себе итальянскую семью, не обращающую внимания на поведение дочери. Тем более что воровала она не только по мелочи, но еще прославилась уводом коней и крупного рогатого скота. Скорее всего, тут без помощи родителей не обходилось.

Другое дело — политика. Тут родители дочь не поддержали. В 1861 году Микелина вышла замуж за некоего Рокко Зенго. Но тот довольно быстро умер. В конце 1862 года она встретила Франческо Герра. Бывшего солдата Неаполитанского королевства, а к тому моменту уже дезертира из армии объединенной Италии. Он присоединился к банде некоего Рафаниелло, бывшего гарибальдийца.

К моменту встречи с Микелиной Франческо стал главой местной группировки бриганте. Так именовались тогда в Италии вооруженные люди, умело сочетавшие разбой с политикой и криминал со справедливостью.

Судьба прежнего предводителя Рафаниелло неизвестна. Сохранились сведения, что ди Чезаре и Герра обвенчались в селении Галлуччо. Хотя каких бы то ни было записей об этом факте не осталось.

Зато остались некоторые протоколы следственного дела. Из них следует, что в состав банды бриганте, действовавшей в Терра-Ди-Лаворо, входил 21 человек.

Из которых две женщины. Микелина, как и ее муж Франческо, были вооружены двуствольными ружьями, некими винтовками и по паре пистолетов у каждого. Все остальные имели либо то, либо другое.

Микелина ди Чезаре. Открытые источники.
Микелина ди Чезаре. Открытые источники.

Таким образом, можно сделать вывод, что ди Чезаро и Герра были руководителями этих бриганте. Именно они организовывали акции. Как правило, заключавшиеся в обычном разбое. В одной северной стране их называли эксами.

То есть намечался объект нападения. Ставилась цель. Уточнялось время. В нужный момент и в нужном месте вся банда собиралась. Получали оружие. Распределяли роли. После разбоя группа рассыпалась по местам жительства. Все возвращались к обычному роду занятий. За исключением некоторых. В том числе Микелины и Франческо. Они оставались в горах. Место их постоянной дислокации держалось в тайне.

С 1862 по 1868 год отмечена активная деятельность банды под предводительством Франческо Герры и Микелины ди Чезаре в гористой части Миньяно. Разбои сочетались с похищениями людей. С последующим получением за них выкупа. Примерно в это же время происходит структурное становление Калабрийской Ндрагеты, Неаполитанской Каморры и Сицилийской организованной преступности, известной позже как Коза Ностра.

Известны случаи, когда бриганте захватывали целые населенные пункты. После нескольких часов, а то и дней грабежей они растворялись среди местного населения. Во многом благодаря тому, что часть похищенного распределяли среди наиболее бедных слоев.

Так бриганте Микелины и Франческо переоделись в униформу карабинеров и вошли в селение Галлуччо, разграбив, что было можно. Часть раздали безработным. Вероятно, тогда и сыграли свадебку. Ну, по случаю. Так получилось. Каждой девушке счастья хочется. Даже если она бригантесса. Хоть и не из Малиновки.

- Нам лижут пятки языки костра. За что же так не любят недотроги работников ножа и топора, романтиков с большой дороги? Известное дело. То, что по нраву одним, категорически не приемлют другие.

Власти Королевства Италия предпринимали отчаянные попытки навести порядок на Юге. В конечном итоге капиталовложения промышленников и банкиров Севера должны начать приносить прибыли от Рисорджименто. В конце то концов, гражданская война начиналась не для того, чтоб перерасти в другую.

Расстрел бриганте. Изображение 1860-х годов. Открытые источники.
Расстрел бриганте. Изображение 1860-х годов. Открытые источники.

В борьбу с бриганте как наиболее явной угрозой включаются подразделения регулярной Королевской армии. В августе 1863 года принимается правовой акт за номером 1409, известный как “Закон Пика”. Разрешены практически любые насильственные меры в борьбе с проявлениями бандитизма.

Полицейские операции в горах и на равнинах Юга Италии принимают характер воинских операций. Как результат — тысячи погибших. Около пяти тысяч расстрелянных только к 1865 году. И десятки тысяч осужденных на различные сроки каторжных работ.

Таким образом, старания карбонариев, а затем и Гарибальди принимают черты того, с чем они, собственно, и боролись. Сам старый революционер предпочитает в Италии жить спокойно и в уединении. А за свободу сражаться вне ее пределов. К примеру, в колониальной империи Франции против Пруссии колоний не имевшей. Логика бунтаря еще более расплывчата нежели чем тех, против кого он борется.

В 1868 году в Неаполь и его окрестности направлен генерал Эмилио Паллавичини ди Приола. К “Закону Пико” ему приложили воинские соединения и отряды карабинеров в неограниченном количестве. С его именем в Кампании связана наивысшая степень ужесточения борьбы с бриганте, с одной стороны.

С другой — активнее применяются методы оперативной деятельности, направленной на пресечение проявлений бандитизма. Наибольший успех приносит агентурная работа и возмездное привлечение населения для сбора информации.

В июне того же года в гористую местность Миньяно прибыла рота карабинеров и подразделения 27 пехотного полка под командованием майора Ломбарди. На протяжении двух месяцев банда Герры и ди Чезаре постоянно ускользала из засад и уходила от погонь. Однако властям удалось задержать Доменико Компаньоне. Он достаточно четко осветил состав, численность и вооруженность бриганте.

Через него получилось установить личность Микелины на тот момент Герры. А точнее ее девичью фамилию ди Чезаре. Таким образом, карабинеры задержали ее брата Джованни. Он согласился на возмездной основе выдать местоположение сестры. 30 августа 1868 года тайное убежище Микелины и Франческо в горах было установлено. Около 10 часов вечера их окружили.

Шел проливной дождь. Ливень и гром был на руку солдатам и карабинерам. Погода позволила охотникам подобраться незаметно. Согласно воспоминаниям одного из офицеров, их схватили практически без сопротивления. Однако Франческо начал борьбу, чем отвлек внимание от Микелины. Она вырвалась и попыталась убежать.

Посмертное изображение Франческо Герра. Открытые источники.
Посмертное изображение Франческо Герра. Открытые источники.

Однако военный врач Пиццорно выстрелил и ранил ди Чезаре в спину. После этого обоих застрелили. Раздели до гола и дагерротипировали. Тела выставили на несколько дней для обозрения жителям Миньяно-Монте-Лунго. Судя по изображениям, Франческо Герра и Микелина ди Чезаре пред убийством подверглись истязаниям. Хотя ничего подобного в протоколах не светилось.

Посмертное изображение Микелины ди Чезаре. Открытые источники.
Посмертное изображение Микелины ди Чезаре. Открытые источники.

Подобные снимки не были исключением. Фиксирование смерти бриганте и популяризацию снимков поставили на поток. Дагерротипы и первые фотографии с изображением живых и мертвых повстанцев публиковались во множестве.

Таким образом, остались фотографии Микелины в национальном костюме. Они были сделаны в 1865 году неизвестным мастером в Риме. Судя по тому, что ди Чезаре вооружена. И что снимки делались в городе, еще не входящим в состав единой Италии. Можно сделать вывод, что бриганте имели некую организацию и пользовались поддержкой из Папской области. Где осознавали необходимость пропаганды. Таковой и стали снимки знаменитой разбойницы.

Несмотря на все усилия Королевских властей Италии, движение Бриганте продолжалось до конца XIX века. Большое значение имела эмиграция жителей Юга Италии в Североамериканские Соединенные Штаты. Что несколько снизило накал гражданской войны, но не сильно повлияло на популярность тех, кого Пьемонт, а затем Рим считали разбойниками.

- И люди скажут: “Цветок прекрасный…” О, белла чао! Белла Чао! Белла чао, чао, чао! Э ле персоне, ке пассеранно ми диранно ке белль фьор.

-7