Найти тему
Отечество

Как комбрига танкиста едва не подвели под высшую меру из-за нерадивых работников штаба армии

Третья механизированная бригада полковника Бабаджаняна готовилась к прорыву укреплений противника под Сталинградом. Наступление было назначено на вечер завтрашнего дня.

Однако накануне в бригаду прибыл офицер связи от командарма 22-ой армии. Он доставил приказ с требованием начать атаку сегодня.

Бабаджанян поразился. Он заявил связному, что в приказе указано время, которое прошло два часа назад.

К тому же для того, чтобы бригада вышла на передовые позиции и приготовилась к атаке, надо еще два часа. К этому времени стемнеет и куда идти танкам в темноте.

Комбриг пояснил связному, что этот приказ невыполним. Он расписался на пакете, указав время его получения.

Танки тем временем, как и было запланировано раньше, начали под покровом темноты выдвигаться на исходные позиции.

А где то после полуночи Бабаджаняна арестовали. За ним на передний край, где он руководил размещением бригады, прибыли начальник особого отдела армии, председатель трибунала и армейский прокурор. С ними три автоматчика.

У Бабджаняна отобрали пистолет и посулили ему множество неприятностей за невыполнение приказа.

Потом его усадили в гусеничный вездеход и под конвоем автоматчиков повезли куда то по ночным дорогам. Ехали очень долго и наконец прибыли.

Приехали, в лесу блиндаж, автоматчики остались возле вездехода, а все остальные окружили Бабаджаняна и повели в блиндаж.

В первой комнате сидел тот самый офицер связи, что привозил недавно пакет с невыполнимым приказом. Он сказал арестованному полковнику, что ничего плохого не говорил. Бабаджанян ничего не ответил.

Дальше был кабинет, где заседал командующий 22-й армией генерал Юткевич.

Он внимательно вгляделся в арестованного полковника, не замечая трибунальца, особиста и прокурора и спокойно спросил, почему комбриг не выполнил его приказ.

Бабаджанян спокойно и четко пояснил пехотному генералу, что исполнить боевое распоряжение командарма было невозможно.

Он особо подчеркнул, что при ночном, не подготовленном наступлении вся бригада была бы уничтожена.

Командарм удивился, услышав такие слова. Видимо, Юткевич плохо представлял себе, что такое танки и как их надлежит применять в бою.

Он спросил полковника, что же сейчас делать. И Бабаджанян ответил, что бригада уже вышла на боевые рубежи и готова к атаке.

Юткевич поинтересовался, смогут ли они прорвать оборону противника.

Бабаджанян пояснил генерал-лейтенанту, что если будет время для подготовки и организации прорыва.

Тогда Юткевич уточнил, сколько времени надо для этого.

Поскольку комбриг был готов полностью, то он сразу же доложил, что в течение трех часов после рассвета его бригада будет готова к атаке.

Генерал-лейтенант встал и подошёл к Бабаджаняну и назначил наступление его бригады на полдень.

При этом он пояснил, что очень важно прорвать оборону противника. После этого Юткевич приказал прокурору доставить комбрига обратно в часть.

Также он велел всем правоохранителям извиниться перед Бабаджаняном.

Когда наступил полдень, бригада прорвала позиции немцев и за два дня, как и весь корпус Катукова, продвинулась вперёд на сорок километров.