Найти тему
Интриги книги

Почему сегодня мы должны больше читать?

На этот вопрос пытается ответить Хью Хьюитт — обозреватель "The Washington Post", профессор юридического факультета Университета Чепмена, где преподает конституционное право:

"С точки зрения опасностей, исходящих от разных государств, сегодня мы переживаем самые трудные времена с 1979 года, с периода холодной войны. Но преимущества, которыми тогда обладали США — географическое положение, богатство и промышленные мощности — уменьшились. Если политические лидеры не отреагируют адекватно на текущую ситуацию, а граждане будут продолжать цепляться за иллюзию безопасности, результаты могут быть катастрофическими.
В такое тревожное время многие из нас обращаются к… романам — не только в виде бумажных книг, но и, благодаря чудесам нашего века, к аудиокнигам. Время, потраченное на занятия спортом или вождение автомобиля, проводится и за «чтением». Но что хорошего может дать нам  роман, когда само будущее висит на волоске?

Вот четыре довода в защиту чтения художественной литературы в наше время:

1)
Художественная литература может не дать возбужденным умам разорвать себя на кусочки.
Уинстон Черчилль кое-что знал об опасности. Когда его нация и весь свободный мир каждое утро в 1940 и 1941 годах проверяла пульс, величайший государственный деятель за годы моей жизни погружался, как рассказывал сказал военный корреспондент и историк Томас Рикс, в
серию романов Сесила Скотта Форестера о капитане Хорнблауэре, в книги Даниэля Дефо "Молль Флендерс. Исповедь куртизанки", Энтони Троллопа "Финиас Финн, Ирландский член парламента" и Джейн Остин "Гордость и предубеждение".
Когда Соединенные Штаты пришли на помощь Черчиллю, войсками руководил генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, лечивший нервы бесконечным запасом вестернов.

2) Чтение может дать чувство меры, в котором остро нуждается наш обезумевший век.
Алгоритмы и желающие привлечь к себе внимание устраивают заговоры, чтобы раздуть каждую падающую звезду в событие исторической значимости. Чтение учит нас тому, что с незапамятных времен верно правило "собака лает - караван идет", но главное -  не стоит упускать самый важный критический момент. Как говорил Аристотель, история — это «то, что сделал и претерпел Алкивиад», это те немногие моменты, когда великие лидеры принимали участие в важных событиях. Это линза, с помощью которой мы должны расставлять приоритеты и использовать стандарты по отношению к нашим лидерам.

3)
Чтение может перенести нас в незнакомые миры и тем самым лучше подготовить к жизни в своем собственном мире.
Недавно я прочитал прорывной роман
Габриэль Зевин «Завтра, завтра, завтра», в котором автор блестяще демонстрирует состояние насыщения онлайн-играми для тех, кто сам не провел ни минуты за такими играми. В этой книге рассказывается история трех друзей — Сэма, Сэди и Маркса - чьи непростые отношения складываются в компьютерных лабораториях Гарварда и Массачусетского технологического института в конце 1990-х годов. На фоне бума креативных игровых разработок инженеры охотно «присваивают» себе идеи и работы других, развивают их, создавая новые миры и разрабатывая безопасные войны, которые всегда заканчиваются тем, что все остаются живы. Сейчас этот роман невозможно читать, не думая о реально произошедшей краже секретов Джеком Тейшейрой, что может привести к смертям в реальном мире. Политика в романе Зевин атмосферна, но не важна. Почти все ее персонажи крайне предсказуемо прогрессивны, в то время как персонажи в игровом мире Тейшейры, по-видимому, были рефлексивными мракобесами.
Это отрезвляет, учитывая море времени и усилий, затраченное на создание виртуальных миров, и экспоненциально большее количество времени, потраченное на сами игры. С другой стороны, отнимают ли игры то время, которое раньше тратилось на более серьезное мышление, или отнимают те часы, которые американцы проводили за просмотром таких сериалов, как «Остров Гиллигана», «Зеленые просторы» и других колоссальных убийц  времени 1960-х и 1970-х годов?

-2

4) Время, проведенное за стоящим романом, — это не зря потраченное время. Это время, позволяющее сосредоточить свое внимание на уроках времени.
Романы, как и реальная жизнь, создают связи, которые со временем могут превратиться в мудрость. У одного из главных героев Зевин - Сэма -  сильно повреждена нога, что напомнило мне роман
«К востоку от Эдема» Джона Стейнбека, который начинается с одного из первых сражений Гражданской войны и предвосхищает всех троллей и мошенников нашей эпохи в образе Сайруса Траска. Этот герой книги — один из величайших негодяев-присваивателей, описанных во всей мировой литературе: он сумел впитать почти всю войну в свои личные истории. Сайрус - одноногий вор, который потерял эту ногу в той ранней битве, которая стала единственным настоящим событием в его жизни. Его жестокое обращение с сыновьями в Коннектикуте уже после войны приводит к печальным и трагическим событиям в начале 20 века. История, которая подробно и красиво разворачивается на протяжении десятилетий, заканчивается на фоне Первой мировой войны. Помимо травм ног, у Сайруса и Сэма нет ничего общего — кроме одной вещи, которую мы все разделяем: жизнь определяется нашим моральным выбором. Обдумать этот выбор, читая художественную литературу — значит подготовить себя к выбору уже в реальной жизни.
«Я верю, что в мире есть одна история, и только одна», — пишет Стейнбек. «Люди пойманы — в своей жизни, в своих мыслях, в своем голоде и своих амбициях, в своей жадности и жестокости, а также в своей доброте и щедрости — в сети добра и зла. Другой истории нет. От человека, отряхнувшего пыль и щепки своей жизни, останутся только твердые, чистые вопросы: было ли это добро или зло? Хорошо ли я поступил или плохо?"

-3

Вот почему мы должны читать, даже когда наступают ужасные времена, когда каждый день в средствах массовой информации надуваются и лопаются пузыри. Остается только одна история, но понимание людей в этой истории требует душевного равновесия и вкуса многих миров, многих точек зрения. Есть только одна история, и эта история имеет значение — именно сегодня, когда сеть добра и зла наполнилась до отказа. Мы не должны терять ее нить.

Телеграм-канал "Интриги книги"