“И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь”...
А что бы вы сказали, если б наткнулись на подобное прямо сейчас, в наши дни, посреди Петербурга?
Идёте вы, к примеру, по Купчино — и вдруг перед вами на пустыре — языческое капище. Мощные ворота, вкопанные в землю деревянные волчьи головы, четыре кострища по сторонам света, жертвенные камни, а в центре огромный красного цвета идол Перуна - ну не с позолоченными усами, но вполне узнаваемый. И даже какие-то жертвоприношения оставлены… А ведь именно так и было.
С 1999 года в Купчино, на пересечении улиц Ярослава Гашека и Бухарестской, существовало такое капище — “Всеславянское святилище Перуна”, как его назвали создатели — группа неоязычников-родноверов во главе с ныне покойным Владимиром Голяковым, он же верховный жрец всех славян Богумил Второй Голяк. На территории проводили празднования и обряды, оставляли еду божеству...
Святилище, впрочем, не простояло и десяти лет. В 2007 году администрация Фрунзенского района вспомнила, что эта территория предназначена для размещения спортивных объектов районного значения. Хотя скорее дело было в жалобах на националистов-неоязычников, самовольно занявших территорию.
Родноверы даже просили власть придать святилищу статус заповедника, а в случае чего обещали защищать свое капище до последнего.
Правда, кончилось всё банально — идолов-таки снесли, а защитников арестовал омон. Спортивных объектов на пустыре так и не появилось, зато возвели храм, в котором, правда, неизвестные устраивали пару раз поджоги — но не более. Так история Руси повторилась в миниатюре: власти снова всё-таки сделали ставку на более понятное и лояльное православие.
Не то чтобы хочется посочувствовать неоязычникам, которые помимо своей религии исповедуют самые шовинистические взгляды. И не то чтобы капище имело историческую ценность — ясно же, что любая такая попытка реконструкции — это фэнтези, имеющее очень отдаленное отношение к реальному славянскому политеизму.
Но сам факт того, что некоторые боги всплывают через тысячи лет вот так, упорно и настойчиво, ощутимо и зримо — из-под земли, на ровном месте, посреди привычного Петербурга — он, если вдуматься, поражает.
Подробнее говорим на курсе: "Многогранное язычество"
Лектор: Константин Михайлов
Запись лекции бессрочно. Доступ к лекциям не ограничен.