О ниндзя, трудами Голливуда и последующих интерпретаторов, каких только слухов не ходит - и что одеты всегда в черное, и что мечи у них какие-то особые... Автору сего блога встречалось даже шизофреническое утверждение, что каждый клан ниндзя красил-де клинки мечей в свой особый цвет - кто в красный, а кто и в синий. Каким образом тогда они умудрялись сохранять свое главное качество - скрытность, автор сего шедевра (между прочим, изданного на бумаге - то ли в 80-х, то ли в 90-х) предпочел не комментировать...)
Что ж. Вот вам кое-что о реальных инструментах настоящих, патентованных ниндзя из кланов Ига и Кога. Они описаны в трактате "Бансэнсюкай", что в переводе значит "Десять тысяч рек, впадающих в море". Ну, это японцы, они любят подобные философские иносказания...)
Сей трактат был написан в 1676 году Фудзибаяси Ясутакэ, одним из лидеров синоби местечка Кога - одного из главных "ареалов обитания" основных кланов ниндзя в Японии. Трое воинов клана презентовали его правительственному чиновнику и родственнику тогдашнего сегуна Мацудайра Укеносукэ, надеясь взамен получить преференции и "господдержку" практически вымирающим в тот момент ниндзям кланов Кога. Их там, собственно, два основных "ниндзявских" местечка в Японии и было - Ига и Кога. Синоби из Ига кое-как примазались к власти после установления сегуната Токугава, а вот "невидимкам" из Кога повезло меньше...
Но Укеносукэ их обманул. Поднесенное сакэ выпил, трактат взял, а преференций не дал. Только сунул от щедрот монету - такое впечатление, что с чисто русским барственным выражением лица: "На, кучер, это тебе на чай".
Но именно благодаря ему этот трактат и сохранился.
Я специально ездил в Москву читать его русскоязычное издание. Для Рунета эта информация уникальна, поскольку в России трактат "Бансэнсюкай" полностью никогда не издавался. Экземпляр, с которым мне позволили ознакомиться, - один из немногих на всю нашу страну, существует только в печатном виде и никогда не будет оцифрован - такова воля правообладателя.
Соответственно, я тоже не прикладываю здесь сканы или фото страниц, кроме тех, что уже по каким-то причинам попали в сеть. За действия других людей я уже не ответчик)
Итак... Один из томов "Бансэнсюкай" содержит подробное описание основных инструментов ниндзя, зажигательных или пороховых составов, применяемых ими, и прочего вспомогательного арсенала - вплоть до отмычек. Поехали, что ли?))
Вот, например...))
При чем тут "фемайл", то бишь женщина, я не знаю. На этом дурацком сайте почему-то так сказано. А ножницы эти - точно такие же, как у меня в кладовке лежат! - они как раз из арсеналов ниндзя...) В трактате помещено именно это изображение, из именно этого издания.
"Хасами-но дзусэцу: ножницы (по металлу) с рисунком и пояснениями.
Их длина составляет 6 сун, и они изготовлены из хорошо закаленного намбантэцу ("железа южных варваров"), так, чтобы ими можно было резать металл.
У этих ножниц есть 4 преимущества:
во-первых, ими можно резать тонкий металл;
во-вторых, срезать тонкий ствол бамбука, который не может быть срезан ножом или серпом;
в-третьих, вынуть сиридзаси (запорную планку раздвижной двери), когда вы не можете удалить ее при помощи хадзусиганэ. Вы можете это сделать, подцепив и вытолкнув планку ножницами;
в-четвертых, если вы не можете вскрыть дверь другим способом, вставьте ножницы в просвет между опорным столбом и дверью, и взломайте силой."
Как видите - простой и понятный многофункциональный инструмент. И резак, и ломик. Должен быть сделан - особо оговорено - из "железа южных варваров", т.е. европейского.
И еще там много чего есть подобного - простого и сравнительно несложного в изготовлении. Долото, например, и отмычки. Их описывать не буду, это вещи интуитивно понятные...)
Очень много разных вариантов лестниц и веревок с крючьями - для забрасывания на стену.
Например:
"Кумо басиго дзусэцу - "Паучья лестница".
По веревке скользит кольцо, и есть определенный секрет о "промежутке в один сяку" (передается только устно).
Внешний ролик на этом инструменте сделан из дерева.
Также есть отверстие в этом инструменте, которое позволяет центральной оси проходить через деревянный ролик. Ось должна быть обернута тканью 4-5 раз и покрыта лаком.
Веревка должна быть сплетена как сирамэ, с интервалом в два сяку, и должна быть сложена способом, подобным тому, как натягивают струну."
Моих комментариев не ждите. За что купил, за то продаю)) А сопутствующую иллюстрацию показать не имею права.
"Рюто: (тацунобори) дзусэцу (Инструмент "влезающего дракона")
Короткий край петли наверху имеет квадратное сечение четыре бу (в поперечнике).
Длинный край петли наверху имеет квадратное сечение шесть бу (в поперечнике).
Длина шипа составляет четыре сун и пять бу.
Длина рукояти составляет девять сун четыре бу; два бу в ширину и один бу в толщину.
Привяжите тонкий шнур к нижнему кольцу; длина шнура составляет сорок кэн."
Один сун - это примерно 3 см. Один бу - это примерно 3 мм. Один кэн - 1,81 м. Считайте сами. От себя только замечу, что конструктивно вся эта приспособа - стальной шип, подвижно, при помощи петель закрепленный на рукояти. К нижнему концу древка прикреплена веревка, пропущенная через кольцо внизу рукояти. Раскручиваешь - с размаху забрасываешь - шип втыкается в стену - подтягиваешься. Он воткнется: стены японских замков были зачастую земляные, из прессованной земли, покрытой штукатуркой. Они при штурмах даже иногда использовали такой прием, как втыкание в стену копий, с размаху и глубоко - а по этим копьям потом, как по лесенке, лезли на приступ люди, лучше всего на свете умеющие рубить головы...
Вариантов таких крюков и лестниц там много. Есть и вполне европейского вида "кошка", причем крючья у нее - складные. Вообще, для этого трактата характерно своеобразное дублирование информации - потому что он описывает, грубо говоря, инструменты, которые зачастую делались прямо на месте, из подручных материалов. Нарубил в зарослях тростника, связал веревкой, приспособил заранее прихваченную или припрятанную загодя железяку, и пошел на дело. С собой надо иметь разве что железяку вроде того стального шипа, если решено использовать именно его. Кольцо плетется из ротанга, а древко найти вообще не проблема...)
В целом - все инструменты ниндзя именно такие. Из того самого, коричневого - и палок))
Вариантов лестниц описано довольно много, несколько штук, разных видов. Все они - веревочные.
Вот, например:
"Каги басиго дзусэцу - "Лестница с крюками".
Длина должна быть два дзё (один дзё - примерно 3 м. - Прим. авт. блога) и пять сяку, а ширина - шесть сун. Веревка изготавливается из конопли или папоротника-орляка (вараби), и крюки должны быть вплетены в веревку так, как показано на рисунке. Перекладины могут быть бамбуковые или веревочные; есть подробности, которые передаются устно. Эта лестница используется на крутых скалистых утесах с деревьями на вершине."
Выглядит это примерно так:
Продолжение следует...)
Господа читатели, здесь вы можете оформить заказ на книгу "Тамэсигири: история и развитие испытаний японского меча" - https://vk.com/tameshigiri_book
И да, я тоже на нее скинулся. Мне она нужна.
На развитие блога, поиск и приобретение источников и иное необходимое для качественной работы - посильный донат приветствуется.
Сбер - 2202 2007 1964 2231
Ю-мани - 410 0146 8805 1968