Найти тему

Почему я занялся наставничеством?

Ещё один пост про почему. Да, иногда они нужны. Собственно, немного расскажу, чего вдруг у меня засвербело в известном месте и я загорелся идеей наставлять иных мозгоправов. И внезапно это не только оттого, что "кто не умеет сам - учит других". В моём случае, увы - умею. Почему увы? А потому что какого-то момента (довольно быстро, на самом деле, т.к. несколько лет до психологии занимался тренерством и коучингом) появилась определённая "планка качества", по которой стал измерять и свою работу и работу коллег. И порой даже именитые мэтры и прочие маститые мастифы до этой планки не дотягивают.

И ладно бы это просто какое-то там бахвальство или самолюбование было! Полагаю, даже люди, не особо разбирающиеся в нюансах психологической "кухни" хоть изредка да разводили руками в недоумении, слушая или читая очередного гуру, мол, "какого хрена?!". Понятно, что люди несведущие часто разводят руками - я именно про то недоумение, когда человек либо категорически не может добиться ответа на свой вопрос либо он, ответ, настолько туманный и абстрактный, что лучше б его и не получать.

Моё любимое, например: "А что мы будем терапевтировать восемь лет?". Ни разу не получил внятного ответа, кстати. Тут все поголовно жертвы Освенцима, которых годами морили голодом, подвергали пыткам и в принципе держали под постоянной угрозой физической расправы? Нет, у большинства клиентов среднего психолога вполне спокойная и сытая жизнь от начала и до гробовой доски. И нахрен идите, пожалуйста, любители поумничать про обесценивание - степени "покалеченности" психики у разных людей вполне сопоставимы между собой.

Другой вопрос, что помощь нужно оказывать всем, кто за ней обратится. И тут другой вопрос возникает: "А помощь какого рода? Вот как ковыряние в моих детских травмах связано с изменениями моей сегодняшней жизни к лучшему?". И начинаются соловьиные трели про то, как у человека изменится взгляд на мир, когда он освободится от гнёта эмоциональных пержёвываний и неутилизированного опыта прошлого. И ни слова, зачастую, о том, что связь прямая: травмы формируют стратегию выживания, которая формирует образ жизни (образ мыслей плюс образ действий), из которых складываются те или иные поведенческие шаблоны, которые мы на автопилоте применяем примерно в 90% ситуаций.

Кто б ещё говорил, что от самой по себе проработки травм вся остальная цепочка чудесным образом не изменится и, по-хорошему, нужно одновременно с двух сторон идти (если клиенту прямо вот совсем тяжко) или в обратную сторону, от привычек (если жизнь клиента вполне сыто-бюргерская). Про разного рода морализаторство, деление эмоций на позитивные и негативные, выявление каких-то там неведомых природе негативных состояний и прочие упоительные истории на тему "что такое хорошо и что такое плохо" я в этот раз отдельно вспоминать не буду. Это чушь и антинаучный бред!

Кстати, повсеместное наяривание на травмы - тоже немножко ересь из разряда борьбы с депрессией. Равно как последняя является вполне естественным состоянием с определёнными функциями и, даже в клинической форме, скорее симптомом, чем болезнью, так и травмы это не какое-то горе-злосчастье, а показатель, блин, степени нашей выживаемости! И здоровая психика это не та, которая без травм, а та, которая сохраняет связь с реальностью. Намекну на ещё одну крамольную идею: травмируется не столько психика, сколько логика логика. Но про это когда-нибудь в отдельной статье.

И прочая, и прочая, и прочая. Поэтому, когда один мой давний приятель обратился ко мне с просьбой научить его консультировать, я просто не мог не загореться идеей нести свои наработки в массы. Даже, скажу вам, чуть больше зажгло меня, чем в свое время нежно любимый
#сторителлинг. Но тут, как раз, некий субъективный момент. Я люблю всякие героические истории об отчаянных смельчаках, гордо превозмогающих безысходность противоестественного ужаса. И где-то в процессе работы над программой наставничества определил для себя разницу.

От плохих рассказчиков (сторителлеров) мир не становится хуже. А от плохих мозгоправов - становится. И раз в актуальных условиях мироздания я не могу способствовать сокращению поголовья оных, придётся прилагать усилия для увеличения количества толковых специалистов. Конечно, я не один такой классный. В конце концов, я же и сам у кого-то учился (имя им - Легион, правда, но это всё достойные люди в своих областях). Но пока что практическая психология в России темна и полна кошмаров чуть более, чем хотелось бы, поэтому покой мне (и таким как я) только снится! И однажды мы обязательно победим!