Так вот в продолжении пути готовности моего ребенка к школе. В ходе изучения интернета нашла тест Керна-Йирасека.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека является одним из тестов, который используется педагогами-психологами детских садов для диагностики готовности к школе
.Преимущества использования теста Керна-Йирасека
- Использование теста значительно сокращает время. Первая часть теста, состоящая из 3-х заданий, может быть проведена в групповом формате, да и вторая часть теста, хоть и проводится индивидуально, но при этом является непродолжительной по времени.
- Тест позволяет выделить группу детей для более углубленного обследования.
- Тест прост в своей обработке.
- С помощью теста очень легко отследить динамику.
История создания теста
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека является модификацией теста А. Керна. Тест А. Керна состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, а Я. Йирасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов).
Содержание теста
Тест состоит из 4-х частей:
1. Рисунок человека (мужской фигуры)
2. Копирование фразы из письменных букв.
3. Срисовывание точек.
4. Опросник из 20 вопросов
тест позволяет определить уровень функциональной готовности ребенка к школьному обучению. Также с помощью теста можно выявить уровень развития вербального мышления и кругозора, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.
Задание 1. Рисунок человека.
цель: Оценка личностной зрелости ребёнка.
Задание 2. Копирование фразы.
цель : Оценка развития мелкой моторики рук и зрительной координации.
Задание 3. Срисовывание точек.
цель : Оценка зрительно-пространственного восприятия будущего первоклашки.
Задание 4. Опросник.
цель: Оценка общего уровня мышления и кругозора.
Оборудование
• бланк для выполнения задания.
• простой карандаш.
Инструкции к заданиям
Задание 1. Рисунок человека (мужчины).
Инструкция: «Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь» (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: «Нужно нарисовать мужчину». Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть).
Задание 2. Копирование фразы.
Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же».
Задание 3. Срисовывание точек.
Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же». (Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.)
Задание 4. Опросник.
Инструкция: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а тебе необходимо на них ответить.»
1. Какое животное больше – лошадь или собака?
2. Утром мы завтракаем, а днем...
3. Днем светло, а ночью...
4. Небо голубое, а трава ...
5. Бананы, груши, апельсины, яблоки – это что?
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города).
8. Который час?
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это ...
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
18. Почему люди занимаются спортом?
19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку
Обработка результатов теста
Задание 1. Рисунок человека (мужчины).
1 балл
нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища. Голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши. На лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок) Фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему).
2 балла
выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла
фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями). Могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла
примитивный рисунок с головой и туловищем. Руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов
отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Задание 2. Копирование фразы.
1 балл
Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
2 балла
Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла
Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла
В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.
5 баллов
Каракули.
Задание 3. Срисовывание точек.
1 балл
Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо,
увеличение не должно быть.
2 балла
Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.
3 балла
Целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7 Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 балла
Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.
5 баллов
Каракули.
Задание 4. Опросник.
Ключ к заданиям
1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем.
Мы едим суп, мясо, обедаем = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
3. Днем светло, а ночью ...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
4. Небо голубое, а трава ...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
5. Бананы, груши, апельсины, яблоки — это ...?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Выводы
Выводы (Задание 1 -4)
3-6 баллов – это высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень готовности к школе;
13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Вывод об уровне развития (Задание 4. Опросник).
I уровень – 24 и более – очень высокий
II уровень – от 14 – 23 - высокий
III уровень – от 0 –13 - средний
IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий
V уровень – (-11) и менее – очень низкий