В январе 1889 года в Аничковом дворце состоялся, пожалуй, один из самых необычных балов в истории царской России. Все приглашенные явились на торжество в черном. Этот бал был изощренной местью российской императорской семьи австрийскому двору.
Страсть к балам
Как известно, женой российского императора Александра III была дочь датского короля, ставшая на своей второй родине Марией Федоровной. В молодости, даже еще будучи цесаревной, Мария Федоровна, питавшая настоящую страсть к танцам, очень любила балы, и супруги довольно часто устраивали их в Аничковом дворце. Мария Федоровна могла плясать всю ночь напролет, даже находясь в положении. Так, П.А. Валуев писал в своем дневнике о том, что он был на подобном мероприятии в апреле 1868 года и «откланивался там цесаревне, которая танцевала все кадрили, хотя на сносе своей беременности (на 9-м месяце)». Через несколько дней Мария Федоровна родила.
Впрочем, немногие удостаивались чести лицезреть Марию Федоровну и ее мужа, так как в частности на Аничковых балах бывали только избранные. Недаром их еще иногда называли «интимными». После того, как Александр взошел на престол, приглашение на бал в Аничковом дворце стало считаться знаком особого расположения императорской семьи, а значит и поводом для гордости. Несмотря на такую закрытость, в течение всего одного сезона Мария Федоровна проводила несколько «интимных» балов. Чаще всего балы в Аничковом дворце были тематическими: к примеру, гости обязаны были явиться во дворец в определенных костюмах или же в нарядах одного цвета. В разное время в России давались и голубые, и розовые, и зеленые балы.
При чем здесь Австрия?
А вот в январе 1889 года в Аничковом дворце состоялся знаменитый Черный бал. Как ни странно, выбор цвета стал следствием тогдашних взаимоотношений между Российской и Австрийской империями. Вообще, отношения между государствами были натянутыми еще задолго до коронации Александра III. Окончательно они испортились благодаря Крымской войне, во время которой Австрия предпочла придерживаться враждебного нейтралитета к России. Такая позиция вызывала негативные чувства у Николая I. Ничего не изменилось и после окончания войны. Мало того, через несколько лет, когда умер один из великих князей, австрийский двор пренебрег трауром, объявленным в России, и организовал в стране масштабные празднества.
Однако в 1889 году в Австрии тоже произошла трагедия – погиб 30-летний кронпринц Рудольф. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются загадкой для историков. Его тело было обнаружено январским утром в одной из комнат замка Майерлинг, куда накануне принц приехал со своей любовницей, 17-летней баронессой Марией фон Вечера. И Мария, и Рудольф умерли от выстрела в голову. Некоторые склонны считать, что любовники, которые, к слову, ни от кого не скрывали своего романа, были убиты. Примечательно, что отец кронпринца был против связи сына с Марией. Согласно же официальной версии, Рудольф, якобы страдавший психическим расстройством, покончил с собой, перед этим убив любовницу.
Совсем не траурный бал
Понятно, что новость о трагической гибели австрийского кронпринца Рудольфа быстро добралась и до России. Императорская семья, как и все монаршие дома, должна была выказать солидарность и отменить развлекательные мероприятия. Однако к тому моменту Мария Федоровна уже разослала приглашения на очередной бал. Отменять его императрица не хотела. И не только потому, что любила танцевать. Как считают авторы издания «Двор российских императоров» Игорь Зимин и Сергей Девятов, это была изысканная месть Австрии за то, что та в свое время проигнорировала смерть одного из великих князей. Изысканная потому, что бал – все-таки мероприятие развлекательное, хоть и в траурной тематике.
Между тем есть историки, которые называют Черный бал настоящим политическим вызовом. Мало того, по мнению некоторых экспертов, русский императорский двор выразил таким образом отношение не к какому-то одному представителю австрийской династии или к конкретному событию, а к политике Австрийского государства по отношению к России в целом. Как бы то ни было, на январский бал 1889 года все должны были приехать в черном. По воспоминаниям очевидцев, женщины выглядели еще привлекательнее в темных вечерних туалетах. Великий князь Константин Константинович Романов, который тоже был на Черном балу, писал: «На них (на дамах в черном) бриллианты сверкали еще ярче». Стоит отметить также, что во время бала исполнялась только венская музыка, что тоже намекает на верность указанных выше предположений.