Найти тему
BONG TOO

2023.03. Classic Rock (Italy)

Как Rolling Stones. Или даже: как The Who. Мало-помалу, почти незаметно для нас, Depeche Mode превратились в классическую группу: В группу, которая, создавая фрагмент за фрагментом саундтрека нашей жизни, несмотря на потрясения, наркотическую и алкогольную зависимость, уход (Алан Уайлдер в 1995 году) и утраты (внезапная и неожиданная смерть сооснователя Энди Флетчера в мае прошлого года), никогда не покидала центр сцены, имея твердое ядро поклонников, которое сейчас больше, чем когда-либо. Поэтому не смело сравнивать Дэйва Гаана и Мартина Гора с Миком и Китом, или с Роджером и Питом. Но у DM сегодня есть еще один плюс: в отличие от Stonese Who, которые годами живут за счет былой славы, Depeche никогда не прекращали выпускать актуальные пластинки, песни которых становятся центром внимания последующих концертных выступлений. Недавно вышедший пятнадцатый альбом, MEMENTO MORI, также является первым альбомом группы (вынужденная) конфигурация из двух человек. "Но на самом деле нет никакой разницы с тем, что было раньше", - убедительно сказал нам Дэйв Гаан по видеосвязи со своей виллы в Монтауке, Лонг-Айленд, в двух с половиной часах езды от Нью-Йорка, где он живет последние несколько лет.

Правда ли, что поначалу вы с неохотой отнеслись к идее выпустить новый альбом Depeche Mode? Знаете, со стороны иногда создается впечатление, что с Soulsavers - дуэтом, с которым вы сотрудничаете "на стороне" с 2012 года - вы чувствуете себя свободнее, в то время как Depeche могут быть немного "клеткой". Нет, я бы не назвал это "клеткой". Но это правда, что для каждого мы делаем, от записи к записи и от тура к туру, в конце я всегда есть чувство, что, возможно, другой пластинки не будет, и, возможно, не будет еще одного тура. Потому что это гигантское обязательство, напряженная работа, которая каждый раз отрывает тебя от личной жизни, третьей части, которой не хватает, от семьи, от друзей, от дома, на долгое время. Особенно когда вы в туре: вы говорите о полутора годах, 18 месяцах постоянных усилий. И больших усилий. И с возрастом это становится все труднее и труднее. Восстановление занимает больше времени. И тебе приходится тщательно выбирать между семьей, друзьями и так далее, с кем ты хочешь проводить больше времени. То же самое касается и работы в группе.

В предыдущий SPIRIT вы включили, в аномальной для DM манере, некоторое "политическое" содержание. Теперь, в новой пластинке, вы вернулись к своим традиционным "темным" темам. Сыграла ли пандемия какую-то роль в этом?

Да, многие песни были написаны во время пандемии. А некоторые были написаны после. Несколько моих песен я написал позже. Мартин Гор выпустил сольный альбом THE THIRD CHIMPANZEE, в то же время, я думаю, что я выпустил IMPOSTER (альбом обложек) с Soulsavers (в течение 2021 года. Но эти песни, да, это вещи, которые были, я начал сочинять в те дни [во время пандемии], а затем и Мартин начали делать демо-записи, я бы сказал, между концом 2021 года и началом 2022 года.

Уже название - MEMENTO MORI - это целая программа. Как вы его выбрали? Это Мартин услышал это выражение от кого-то, от своего друга, который и придумал его. Ему понравилось его звучание, оно его заинтересовало, и он спросил: "Что это значит?". Потому что тогда, конечно, его прямой перевод был "Помни, что ты должен умереть". Когда Мартин рассказал мне об этом, я подумал, что это отличное название. Кроме того, оно прекрасно сочетается со многими темами, затронутыми в песнях: жизнь, смерть, что должно произойти, и что вы должны делать со своей жизнью в это время. Песни об этом. Они исследуют время, которое у нас осталось, которое ограничено. Для меня, как и для Мартина, это название также говорит: "Ты должен жить так, как будто это всегда твой последний день". Потому что ты никогда не знаешь кокга умрешь.

Очевидно, что 26 мая произошло нечто ужасное и неожиданное: Энди Флетч Флетчер, коллега и братский друг, который был с вами с самого начала, умер - от расслоения аорты. Имеет ли эта потеря какое-то отношение к темам альбома и его названию?

По правде говоря, все песни были написаны и частично записаны - некоторые с вокалом, который я позже переделал, а также некоторые инструментальные партии, которые были добавлены позже - до смерти Флетча. Все песни, которые можно услышать на альбоме, были написаны и записаны на уровне демо до смерти Флетча. И даже название уже было выбрано. Мы с Мартином и Мартой Салоньи и Джеймсом Фордом (два сопродюсера, прим. Ред) уже начали запись, все вместе в доме Мартина в Санта-Барбаре, Калифорния, до смерти Флетча. И мы были там, чтобы уговорить Флетча приехать, посадить его на самолет из Лондона, приехать в студию Мартина и послушать, что мы сделали. Но, к сожалению, он не смог приехать.

MEMENTO MORI, вы упоминали, что у вас есть Калифорния. Да. Некоторые из моих вокальных композиций я спел в Нью-Йорке, но в основном все записи были сделаны в Санта-Барбаре в студии Мартина [Electric Ladyboy], где у него есть свой дом. Затем запись была смикширована в Лондоне Мартой Салоньи

Здесь: давайте поговорим о производстве. После "фазы Бена Хиллера", который выпустил трилогию PLAYING THE ANGEL, SOUNDS OF THE UNIVERSE и DELTA MACHINE, сейчас вы, похоже, находитесь в "фазе Джеймса Форда". Он уже снял предыдущий фильм SPIRIT. Что именно Форд привнес в Depeche Mode, даже если сравнивать его с Хиллером?

И Бен, и Джеймс привносят тонны энтузиазма в работу над песнями, которые уже существуют на уровне демо. Джеймс иногда говорит (и Бен тоже): "Есть не так много групп, которые могут прийти в монтажную с 15 или 16 песнями в демо-форме, готовыми к записи. Большинство групп приходят в комнату с - если все идет хорошо - парой песен, а потом вам приходится что-то придумывать". Это, что касается их опыта. Но мы так не работаем. Мы очень хорошо готовимся перед тем, как идти в студию. И мы более или менее знаем, какие песни мы собираемся записать, или пытаемся "модернизировать". С Беном мы работали над тремя альбомами и достигли того момента, когда пришло время меняться, пробовать что-то новое. И Джеймс с предыдущим альбомом, SPIRIT, безусловно, привнес много своего музыкального таланта. Он очень хороший музыкант: он может играть на барабанах, клавишных, гитаре, бас-гитаре. Он очень многогранен. Так что у нас была возможность использовать эти его качества, Мартина и меня. И я думаю, что самое интересное в Depeche Mode то, что в основном это я и Мартин, когда мы гастролируем. На гастролях, конечно, у нас также есть Питер Гордено и Кристиан Айгнер, которые были неотъемлемой частью концертной группы на протяжении последних 20 лет. Но в студии только я и Мартин, и люди, которых мы выбираем для работы. Поэтому мы решили, что есть возможность записать вторую пластинку с Джеймсом. Мы хотели поработать с ним снова.

В качестве сопродюсера также выступает Марта Салоньи, звукорежиссер из Брешии, живущая в Лондоне, которая сейчас очень популярна. Как возникла идея привлечь ее к работе?

Это была идея Джеймса. И Марта была очень важным элементом в звучании этой новой пластинки. Она привнесла невероятную атмосферу в то, как она работает. Она художник. Она не просто звукорежиссер. Она привносит себя и свои идеи в песни. И она "возвышает" их (как и Джеймс). Затем Дэниел Миллер [босс лейбла Mute, прим. ред] также приезжал на пару недель, когда мы записывались: было здорово, когда он был в студии, у него всегда много хороших идей о том, что мы делаем, и хорошая перспектива.

В некоторых песнях присутствует оркестровый элемент, а-ля Скотт Уокер. Это связано с влиянием Джеймса Форда (который также работает с Last Shadow Puppets и Arctic Monkeys) или чем? Интересно, что вы упомянули Скотта Уокера. Потому что я недавно начал интенсивно его слушать. Мне, конечно, всегда нравился его голос. Но, понимаете, в процессе записи всегда возникает какая-то идея. Джеймс хотел поэкспериментировать со струнными. Мы связались с Давиде Росси [скрипач и аранжировщик из Турина, который уже работал с Coldplay, Verve и Goldfrapp и был дирижером Colapesce & Dimartino в Сан-Ремо, прим. ред], и он позвал своих музыкантов, когда мы делали некоторые овердабы в студии Рика Рубина, Shangri-La [в Малибу]. Мы провели там неделю, если я правильно помню - а может, и больше - записывая струнные и другие дополнительные партии, такие как перкуссия, барабаны и тому подобное. Я думаю, это прекрасное сочетание электронных инструментов и гитар. В MEMENTO MORI есть разные слои, особенно в балладах. Мы сделали много оркестровых аранжировки для этой пластинки. Многие из них мы не использовали, потому что они не сработали. Но те, которые мы в итоге использовали, добавили, как мне кажется, определенную глубину звучанию.

На альбоме, как это было принято со времен PLAYING THE ANGEL, помимо песен Мартина Гора есть несколько, подписанных вами. Но сейчас иногда их очень трудно отличить. Например - поскольку я еще не читал титры - я считаю, что песня Caroline's Monkey - ваша. Так ли это?

Нет! Но это может быть так. Забавно, что это одна из первых песен, которые я услышал из демо-записей Мартина, и я сразу же подумал следующее: "Это необычно... это интересно". А на самом деле это была песня, которая лежала у Мартина в ящике после периода попыток сочинять вместе с Ричардом Батлером из Psychedelic Furs. Они написали вместе кучу песен, и эта была одной из них. Я написал "Wagging Tongue"...

В которой очень чувствуются шестидесятые... Да. И это интересно, что вы так говорите, потому что я также слушал много музыки таких людей, как Тим Бакли, много фолка тех лет. И в этой песне есть элемент фолка. Я также написал Speak To Me, которая является последней песней на альбоме, и в ней есть это оркестровое чувство, это чувство "конца света", которое вы также можете услышать у Скотта Уокера, когда он поет, что мне очень нравится. Об отношениях между мной и Мартином: когда я посылаю ему черновые гитарные демо-записи, где я пою вокальную мелодию, то некоторые аккорды улучшаются, потому что, возможно, Мартин берет песню на себя и говорит мне: "Дай мне немного поработать над ней". Было несколько песен такого типа, над которыми мы сотрудничали.

А как насчет "Ghosts Again", которую вы выбрали в качестве лид-сингла?

Я могу сказать, что с момента, когда я услышал его в демо-версии и до последней записанной версии, я никогда не слышал его "старым". Я никогда не слышал ее перепродюсированной. Она всегда вызывала у меня чувство радости. Хотя лирически она о смерти, типичная тема Depeche Mode (смеется). Но она выражает радостное чувство. Нет ничего лучше, чем песня, которая имеет меланхоличную окраску, но каким-то образом умудряется принести вам радость. Есть что-то в этом сочетании, что для меня является "волшебным" моментом, который иногда случается с Depeche Mode".

Видео - бергмановское с цитатой из "Седьмой печати" - было снято Антоном Корбайном, который в основном отвечает за ваши визуальные образы с тех пор, как вы начали сотрудничать в 1986 году. Я читал интервью с ним, в котором он сказал, что работа с Depeche Mode, по сравнению с U2, очень отличается в том смысле, что вы "не вмешиваетесь". Как так получилось? Вас не интересует имидж, презентация и т.д.? Ну, нет, в этот раз мы немного вмешались (смеется). У Антона была совсем другая, отличная от нашей, идея обложки этого альбома. Мы с Мартином считали, что она не подходит, и некоторое время спорили по этому поводу. Но теперь он понял, почему мы хотели именно такое изображение, которое выбрали для обложки. Однако на протяжении многих лет, да, это правда, мы позволяли Антону решать многие вещи, и он предоставил свой опыт в плане образов и визуальных образов в отношении звучания Depeche Mode. Он был очень важен, наши отношения очень долгие. Мы только что сделали с ним много фотографий, он оформил обложку альбома и видео для Ghosts Again. Сейчас для нас это естественная вещь - работать с Антоном. Он почти как старший брат. Когда мы вместе, появляются одни и те же шутки. Нам очень весело работать вместе. Почти дополнительный член группы? Ну, Антон есть Антон. Он тоже много чего делает сам. Но в визуальном плане, в плане его творчества с этой стороны, между ним и Depeche Mode, это своего рода брак.

Сейчас вы готовитесь вернуться в турне. Но что вы будете делать без Флетча? Останетесь ли вы вчетвером Мартин и гиполисты Кристиан Айгнер и Петер Гордено - или вы замените его кем-то другим?

Нет. Все знают, что Флетч был очень важной частью Depeche Mode. Но, как я уже говорил, в студии Флетч ничего не играл. Он играл, возможно, только на некоторых из самых ранних записей, а на гастролях он играл только минимальные партии или даже партии, которые были бэкграундом. Питер, например, играл и свои партии, и партии Флетча. Он был способен играть и то, и другое. С двумя клавиатурами, потому что у него все равно две руки (смеется). И Кристиан тоже. Так что мы подумали...что нет необходимости заменять Флетча.

Одна из самых замечательных вещей о Depeche Mode, я думаю, это то, что вы являетесь одной из очень немногих электронных формаций - другая, которая приходит на ум, это Kraftwerk - зрелищные концерты, сравнимые с большими рок-шоу, великолепные рок-шоу. Им также удается произвести впечатление на стадионах. Вначале вы, конечно, не были такими, а были довольно скучными и деревянными, как ваши современники. Как произошли перемены?

Вы учитесь по ходу дела, я думаю, это был процесс. И одна вещь о Depeche Mode, которая мне кажется очень важной - и которую почти всегда обходят стороной - это то, что мы постоянно развивались. Мы росли и менялись, несмотря на самих себя, несмотря на наши ограничения. Мы всегда держали дверь открытой для возможности эволюции и изменений. Это произошло и с нашим живым опытом. Постепенно мы ввели "настоящие" барабаны, затем бэк-вокалистов. В какой-то момент Мартин начал больше раскрываться, веселиться, играя на гитаре... Итак, комбинация менялась со временем, и я думаю, что за последние 30 лет она изменилась еще больше. Мы стали такими же актуальными, как Rolling Stones, в плане живых выступлений. Очевидно, что то, как мы представляем нашу музыку, отличается, но и Depeche Mode тоже. Мы другие. Мы всегда были такими (смеется). Мы всегда были немного странными, немного чудаковатыми. За пределами нормы, за пределами коробки. И я думаю, это повлияло на наше долголетие. Мысленно быть открытыми для творческого процесса. А также факт работы с разными людьми, не находясь в плену "позиции каждого члена группы". Вы ограничены только песней и тем, как вы ее преподносите. У нас всегда была идея, что наши песни должны быть "кинематографически представлены".

Конечно, один из асов Depeche на концертах - это вы: из неуклюжего ребенка, которым вы были, вы постепенно превратились в сценическое животное. Кто вас вдохновил?

Ну, меня всегда завораживал вид человека, стоящего перед микрофоном. Я помню телешоу, которые я смотрел, когда был ребенком, с Миком Джаггером, Марком Боланом, Брайаном Ферри, Сиукси Сиу из группы "Банши". А также Дэйв Ва- ниан из группы Damned: мне нравилось, как он надменно ходил по сцене. Есть большая разница между [простым] певцом и тем, кто передает идею, образ. Но потом, Боуи. Боуи оказал на меня огромное влияние.

Я помню, что во время последнего тура ("Global Spirit") вы постоянно исполняли "Heroes". А это правда, что Depeche Mode взяли вас с собой, услышав, как вы ее поете?

Да, это правдивая история. Это был момент, когда Винс Кларк, изначально автор песен и лидер группы, прим. ред] сказал остальным: "Мы должны поймать этого парня". Я уже пел "Heroes" с другой группой, в другой репетиционной комнате. И Винс услышал меня. Он связался со мной через неделю или две и спросил: "Это ты пел?" Я ему подтвердил. Он сказал: "Не хочешь ли ты быть в моей группе?". И я присоединился к ним. Также потому, что Винс сказал мне - я полагаю - что у них есть концерты. Это была неправда (смеется). И так я присоединился к тому, что стало "началом" Depeche Mode [группа изначально называлась Composition of Sound; свое нынешнее название она получила по предложению Гаана, прим. ред]. Да это была именно эта песня, для нас было как возвращение к основам. А потом смерть Боуи: это был один из тех моментов, когда мы с Мартином посмотрели друг другу в глаза. И поскольку мы оба были большими поклонниками Боуи, у нас одновременно возникла одна и та же идея: "Давайте сделаем "Heroes". "Давайте сделаем это, чтобы отдать дань уважения этому человеку, этому музыканту, этому артисту, который оказал такое большое влияние на нас обоих. И было очень интересно исполнить ее снова вживую. Потому что обычно вы не исполняете каверы. Но вы исполняете песни Винса Кларка... Которые на самом деле похожи на каверы (смеется). Когда мы исполняем Just Can't Get Enough, это вызывает у нас странное чувство. Но это также весело. Вы должны помнить, что эта песня была написана и записана более 40 лет назад, когда мы были еще детьми. С годами наши песни меняются [вживую], они принимают разные формы. Но эта песня всегда оставалась неизменной. И неважно, как вы ее исполняете, где вы ее исполняете и сколько людей в зале, она всегда вызывает одну и ту же реакцию: всем она нравится, все под нее танцуют. И это очень весело".

Speak & Spell MUTE, 1981 г.

Все началось с Photographic, синти-поп-блеска в стиле OMD, который открыл миру De- peche Mode на SOME BIZZARE ALBUM Стиво Пирса, семплере с лейбла Стиво Пирса, выпущенном в начале 1981 года. Однако затем квартету из Базилдона посчастливилось попасть на Mute, принадлежавший человеку, который на протяжении многих лет играл роль наставника, друга и (до сих пор) консультанта: 19-летнему Даниэлю Миллеру. Это была совсем другая группа, - говорит Дэйв Гаан о ранних Depeche. Это была, как ничто другое, группа Винса Кларка, лидера-максимум и автора (почти) всех песен: в частности, двух (минималистичных, мелодичных, танцевальных), которые возглавили чарты и пригласили DM на роскошный гала-ужин New Romantic: New Life (№ 11 UK) и Just Can't Get Enough (№ 8). Содержащий их LP - дитя своего времени: немного наивный, устаревший по звучанию, с чрезмерным акцентом на ритм, что указывает на то, что песня в стиле диско всегда была основным направлением Винса Кларка (от чего пострадали его более поздние проекты Yazoo и Erasure). Тем не менее, он содержит по крайней мере пару бессмертных классических композиций - Just Can't Get Enough никогда не исчезает с концертов DM, а Photographic оставалась в сет-листе до 2010 года - другие хорошие песни (Puppets и New Life) и первые, более кинематографичные, хотя все еще незрелые, композиции Мартина Гора (Tora! Tora! Tora! и инструментальная Big Muf). Как известно, Винс Кларк ушел вскоре после выхода альбома. Многие думали, что для Depeche Mode все кончено. Но вместо этого...

A Broken Frame MUTE, 1982

Больше чем перезапуск, новое начало, с передачей композиторского лидерства Мартину Гору. Когда в группе осталось только три участника (им помогал Дэниел Миллер), DM сначала следовали испытанной и проверенной модели Carkean: пластинки на 45 об/мин See You и Meaning Of Love, невинные футуристические детские стишки в духе шестидесятых, достигли соответственно №6 и №12 в чартах Великобритании, что позволило группе удержаться на плаву. Но следующий LP был уже чем-то совсем другим. Нелюбимый критиками, описанный Миллером как "переходный альбом", а Гором как "беспорядочная мешанина", A BROKEN FRAME на самом деле намного лучше, чем предполагает его репутация. Отбросив зомбирующие ритмы дебюта, он представляет темные, меланхоличные звуки, которые остаются визитной карточкой Depeche и по сей день. Он также доказывает, что Мартину Гору не в чем завидовать Винсу Кларку в плане написания песен. Совсем наоборот. My Secret Garden (на территории Soft Cell) и The Sun And The Rainfall - две прекрасные, угрюмые и интимистичные электробаллады; инструментальная Nothing To Fear может похвастаться благородными восхождениями, такими как Harmonia и LOW's Bowie; есть также некоторые эксперименты, более и менее успешные, в то время как аудитория Top of the Pops удовлетворена, как и двумя вышеупомянутыми синглами, ультра-управляемым Leave In Silence, несмотря на его сложность, который остался в историю также благодаря клипу Джулиана Темпла, в постоянной ротации в первые дни видео музыки. Настоящая история Depeche Mode начинается здесь, с этого второго альбома, хорошо, несмотря на (плохие) предпосылки.

Construction Time Again

MUTE, 1983

После двух приятных, но не очень содержательных альбомов, Depeche Mode - теперь снова квартет с добавлением клавишника Алана Уайлдера, также автора двух из девяти песен - подняли планку с третьей "переходной", но зрелой и интересной работой, построенной на более сложной музыкальной архитектуре и социально-политической лирике. Не отказываясь от электронной поп-музыки, с которой они уже получили более чем обнадеживающее одобрение, и на фоне разнообразных берлинских влияний (Берлин все еще был разделен стеной), группа предприняла поиск глубины, которому суждено было принести значительные плоды, не отказываясь от вызывающего пения и запоминающихся мелодий, но пронизывая звучание более напряженными и, если необходимо, яркими тонами; Особенно показателен в этом отношении самый длинный из всех эпизодов, Pipeline, из первого куплета которого и было взято название альбома (название, великолепно проиллюстрированное, помимо прочего, провидческим оформлением обложки Мартина Аткинса). Этот выбор был вознагражден 6-м номером в британских чартах, лучшим результатом на сегодняшний день, того же места достиг восхитительный сингл Everything Counts, в то время как его менее проницательный преемник Love In Itself остановился на 21-м номере. Несмотря на неровность написания песен, CONSTRUCTION TIME AGAIN показал миру, что Depeche Mode, в отличие от многих своих сверстников, обладают необходимыми средствами для дальнейшего роста и выживания в условиях неизбежного упадка так называемого синти-попа.

Some Great Reward MUTE, 1984

Электронный авангард улыбается славе группы, которая начала подниматься в американских чартах благодаря People Are People, символ полноты битов, созданных в студии Hansa Studios в Кройцберге. Удивительная плотность в сочетании с взрослым написанием песен, граничащим с индустриальной этикой и сочетающим поэзию и политические размышления с необычайной изобретательностью в использовании синтезаторов. Depeche Mode - это поп-музыка, они могут писать коммерческую музыку, но в то же время они могут быть темной, жестокой и провокационной. Вторая глава Берлинской трилогии использует жесткие, металлические и экспериментальные звуки,а также тексты говорят об отчуждении и депрессии, вызывают скрытую меланхолию и гипнотические мелодии. С Einstürzende Neubauten энергично поддерживаемый продюсером Гаретом Джонсом, подталкивает группу к развитию концепции musique concrète и использовать сэмплер, чтобы воссоздать боевую перкуссию Blasphemous Rumours, которая раскрывает потенциал Гаана. Процесс интеграции Уайлдера прозаичен, но Мартин Гор полностью контролирует ситуацию и даёт пару абсолютных жемчужин с It Doesn't Matter и Somebody, один из самых эмоционально заряженных треков в его карьере, в то время как Master And Servant становится развратным и освобождающим гимном для всего BDSM-сообщества, освещая трансгрессивную сторону, которая взорвется позже.

Black Celebration MUTE, 1986

С их пятым альбомом всего за несколько лет Depeche переживают переломный момент: сочинительство Мартина Гора начинает приобретать черты кьяроскуро и теневых зон (к которым сплетники прикрепят извечный ярлык "нерешенные подростковые проблемы"), сохраняя при этом чистую непосредственность теперь уже узнаваемого звучания. Тембр Гаана также становится темнее, и с самого начала заглавного трека, который символичен с самого названия, он открывает скрипучие двери в интимизм, который превращается из шепота в крик, насыщенный мелодиями и звуками, которые теперь хранятся в коллективной памяти, создавая ставший классическим диптих A Question Of Time и A Question Of Lust, а также чувственность, которая становится молитвой в Stripped, которому суждено остаться одним из самых успешных синглов за всю их карьеру. Элемент синти-попа никогда не отсутствует, но он смешивается с плохо скрываемой мрачной мрачностью, придавая темное послевкусие трекам Dressed In Black и World Full of Nothing, менее известным широкой аудитории. Темное торжество чувств официально начинается в этих соло.

Music For The Masses MUTE, 1987 г.

Считающийся многими (по праву) одним из "классических" альбомов Depeche Mode и, возможно, наиболее подходящим для того, чтобы подойти к Мартину Гору и Ко., MUSIC FOR THE MASSES не является ни самым продаваемым альбомом группы, ни тем, который поднялся выше в чартах. Тем не менее, он вошел в несколько миллионов домов, занял высокие позиции в чартах (№ 10 в Великобритании, № 35 в США) и породил такие хитовые синглы, как Strangelove, Never Let Me Down Again и Behind The Whel, проложив путь к действительно оглушительному успеху VIOLATOR, SONGS OF FAITH AND DEVOTION и ULTRA. Самоуничижительное название было призвано подчеркнуть неспособность группы создать музыку, которая бы понравилась широкой публике, так сказать, но времена менялись, и в 1990-х годах значительная часть "альтернативы" стала мейнстримом, превратив квартет в массовый коммерческий феномен. Первый альбом без основателя Mute Дэниела Миллера в качестве сопродюсера (его место занял Дэвид Баскомб), MUSIC FOR THE MASSES - это программный манифест для Depeche Mode будущего, с эклектичным, но цельным сет-листом и стилем, в котором навязчивые идеи BLACK CELEBRATION смягчены, но не лишены своего драматического и беспокойного отпечатка, в текстах и музыкальных текстурах. Отличное сочетание рока и электроники, поп-музыки и танца, жизненной силы и самоанализа; а также неоспоримое доказательство того, что мальчики – в двадцать восемь лет старше - стали взрослыми.

Violator MUTE, 1990

Момент, когда все части головоломки Depeche Mode становятся на свои места, и их путь - медленное и неумолимое продвижение, начавшееся 10 лет назад - достигает своей кульминации. Плод совместной работы, с решающим вкладом продюсера Флуда и микшера Франсуа Кеворкяна, седьмой LP квартета был задуман на студии Logic в Милане, где он, тем не менее, был завершен только на одном треке. Но это была не мелочь: это был Personal Jesus, неудержимый танцевальный электро-рок с - впервые для DM - электрогитарой на переднем плане, который был выпущен в качестве сингла летом 1989 года и стал своего рода мгновенной классикой (что было подтверждено акустическим, скорбным кавером Джонни Кэша в 2002 году). Поэтому мы с нетерпением ждем VIOLATOR, работа над которым, завершенная в датской студии Puk Studios, показывает, как DM нашли идеальный синтез синтезаторов, аналоговых инструментов, нуарной атмосферы и популярности. Все это усиливается написанием песен более вдохновенным Мартином Гором, чем когда-либо прежде: от другого мега-хита Enjoy The Silence, Policy of Truth, Halo и World In My Eyes - ново-романтическая эстетика, обновленная до 90-х - до более медитативных и интимных The Sweetest Perfection, Blue Dress, Clean и Waiting For The Night, на VIOLATOR нет ни одного слабого трека. Он обеспечил Depeche Mode репутацию "U2-уровня" во всем мире и по сей день остается незаменимым ориентиром при оценке любой другой поп/рок/электронной продукции.

Songs Of Faith And Devotion

MUTE, 1993

Самый болезненный, мучительный и смелый альбом. Тот, в котором внутри группы ощущается сильное чувство опасности: вместо того, чтобы попытаться развить успех VIOLATOR, дать своим поклонникам то, чего они отчаянно просили, Гаан потакает желанию придать своим песням и имиджу больше рока. Его душа теперь проклята героином, зависимость усиливает проблемы общения с остальными членами группы, и напряжение, сначала под Мадридом, а затем в Гамбурге, очень велико. Мысли Уайлдера находятся где-то в другом месте, но Флетчеру и Флуду удается собрать все воедино, и в результате получается шедевр, способствующий радикальному изменению отношения публики к Depeche Mode. Живой заряд I Feel You и Condemnation безудержен, а Walking In My Shoes и In Your Room - одни из самых прекрасных песен за всю историю группы, благодаря их способности сочетать неотразимые ритмы, великолепные стихи и атмосферу в противовес блеску и противоречиям предыдущего десятилетия. Вокал полон ярости и страдания, временами неистовый и в то же время чувственный и забавный, подобно действию наркотиков. Впервые Depeche Mode использует сессионных музыкантов для поддержки госпел- и блюзовых отступление, а во время промо-тура достигли высот, которые, возможно, никогда больше не были достигнуты, несмотря на разрушенные отношения и полную нестабильность фронтмена. Удивляют акустические барабаны группы Rush и струнная аранжировка One Caress позволяет Гору превзойти самого себя.

Ultra MUTE, 1997 г.

Для одних это окончательный шедевр. Для других - это абсолютная вершина путешествия, начавшегося много лет назад. Конечно, ULTRA было нелегко написать и особенно нелегко записать, так как Уайлдер ушел, Флетчер впал в глубокую депрессию, а Гаан потерял голос и боролся с демоном наркотиков, который грустным майским вечером 1996 года грозил забрать его навсегда. И снова Depeche Mode решили измениться и отбросили органичное, проклятое звучание SONGS OF FAITH AND DEVOTION в пользу трип-хоп мелодий (Useless) и мрачной электроники. Для этого в качестве дирижера был приглашен Тим Сименон (но в титрах также снова значится Гарет Джонс), который придает чрезвычайную плавность систематическому чередованию между более жесткими, ориентированными на живое исполнение треками, такими как Barrel Of A Gun и It's No Good, и другими, в которых атмосфера становится насыщенной, а голос Гора появляется в разрушительной манере (звучные Home и Sister Of Night). Альбом, столь же торжественный, сколь и вязкий, интроспективный и терапевтический, умело отражающий ужас и страх группы, находящейся на краю пропасти, и описывающий энергичную попытку возрождения. Сетлист, который растет с расстоянием, сравнимым с опасным спуском во тьму до внезапного и громового пробуждения совести (Insight), и который также проходит через ценные инструментальные композиции и готические и гламурные черты, дозированные мудростью.

Exciter MUTE, 2001

Здесь мы возвращаемся к инди-. Это были дни, когда выходил EXCITER, сначала с предварительным просмотром альбома для журналистов в студии Extra Label в Риме, а затем с интервью с Мартином Гором и Эндрю Флектером, не меньше, в Excelsior, в то время как Дэйва Гаана "допрашивали" журналисты TMC. Честно говоря, многие не были очарованы этими песнями с первого прослушивания, но спустя некоторое время мы можем с уверенностью сказать, что EXCITER остается последним альбомом DM, который полностью убедил их, как в плане качества написания песен, так и в плане способности передать все те грани, которые сделали их знаменитыми: от обволакивающей чувственности The Sweetest Condition до святости плоти, раскрытой в When The Body Speaks, от изысканного электронного поп синглов Dream On и Freelove до ползучего и мрачного мрака The Dead Of Night и Comatose, переходя к песням с более неуловимыми и изысканными гармониями, таким как Breathe и I Am You. Трио умело избегает манерности или золотой посредственности, по-прежнему осознавая свои собственные композиторские качества и пользуясь помощью превосходного Марка Белла, который прочно обосновался в кабине звукозаписи.

Playing The Angel MUTE, 2005

Через четыре года после EXCITER, за которым в студии впервые последовал продюсер Бен Хиллер, Depeche Mode вытащили из шляпы еще один очень успешный альбом (№6 Великобритания и №7 США: даже лучше, чем его предшественник), характеризующийся в целом более грубой и жесткой формулой, хотя все еще очень убедительной в плане мелодий, с текстами, сосредоточенными на таких темах, как вера, грех и боль. Три трека из двенадцати (Sufer Well, I Want It All и Nothing's Impossible) были написаны Дэйвом Гааном вместе с помощником Кристианом Айгнером и Эндрю Филлпоттом, но частичное уменьшение обычного доминирования Мартина Гора не умаляет однородности работы, полной достоинств, с несколькими песнями, достойными антологии: обязательные упоминания для Precious, основанной на модели Enjoy The Silence, открывающего сингла, который был не очень популярен в США, но № 4 в Великобритании, и для открывающего сингла альбома, который был не очень популярен в США, но № 4 в Великобритании. 4 в Великобритании, и за прессинг John The Revelator, леденящий душу блюз-госпел. Вновь опираясь на прекрасное вдохновение и ограничившись ремикшированием ставших уже привычными элементов, группа все же сумела достичь двойной цели - художественной глубины и удовлетворения огромной аудитории поклонников, что не является чем-то само собой разумеющимся для людей с двадцатипятилетним стажем. Хорошая форма группы была подтверждена туром, длившимся девять месяцев (тридцать одна страна и почти три миллиона зрителей), о чем своевременно свидетельствует DVD Touring the Angel: Live in Milan

Sounds Of The Universe MUTE, 2009

Что происходит вокруг, то происходит вокруг. Так, после кассового успеха PLAYING THE ANGEL, DM возвращаются к работе с Беном Хиллером, который доказал свою способность смешивать различные души (электронные, электроакустические, рок-индустриальные) трио. В результате получился еще один прекрасный альбом, с небольшими инновациями в плане звука, но с несколькими отличными треками теперь уже "чистого" Мартина Гора, чья зависимость от алкоголя теперь далекое воспоминание: некоторые, такие как Wrong (пульсирующий электро-гранж, напоминающий девяностые) и Fragile Tension (приятная смесь синтезаторов и электрогитары), почти на уровне старой классики. Но лучшая вещь - это "крафтверкский" госпел Peace с текстом об "очищении разума" и "оставлении гнева в прошлом", который Гор по праву считает одной из лучших песен, когда-либо написанных им, и при этом невероятно недооцененной, настолько, что вскоре она была исключена из сет-листов промо-тура альбома ("Tour of the Universe"). И снова Гаан участвует с тремя композициями, написанными совместно с Кристианом Айгнером Эндрю Филлпоттом, но только одна (нервная, Hole To Feed) удалась, сдает экзамен с блеском. В конечном итоге, из-за резкого падения качества заключительной части -плохо проработанных типов "звучания Depeche Mode", уже испытанных в прошлом с лучшими результатами - можно определить SOUNDS OF THE UNIVERSE как альбом зрелой, трезвой и (возможно, слишком) профессиональной группы.

Delta Machine MUTE, 2013

Последний эпизод "трилогии" пластинок, спродюсированных Беном Хиллером, также является самым целенаправленным и самым успешным. Сам Хиллер считает его своим любимым, не в последнюю очередь потому, что "Мартин Гор и я работали вместе лучше, чем когда-либо прежде, а Мартин и Дэйв Гаан были в хорошем состоянии в плане их отношений". На DELTA MACHINE очень много работы со звуком - даже больше, чем обычно, - нацеленной на беспрецедентные решения старых винтажных синтезаторов, что означает, что даже такая непримечательная вещь, как My Little Universe, заметно улучшена роями секвенсоров в контексте мастерской аранжировки. В общем, разнообразие велико, и Depeche выжимают из своего арсенала все возможное: Электро-блюз (Slow), мрачная апокалиптика Ника Кейва и Bad Seeds (Angel) - с которыми у DM больше общего, чем принято считать - фолктроника (The Child Inside, единственный трек, исполненный Гором), поп-баллада в стиле VIOLATOR (Broken), танцевальный трек в стиле диско (Soothe My Soul), религиозный соул/госпел (Heaven).... и так далее. Также удивителен рост Дэйва Гаана как автора песен: на этот раз три его композиции (Secret To The End, Broken и Should Be Higher) звучат в полном стиле Depeche Mode, неотличимы от композиций Гора и все на высоком уровне. Также стоит похвалить графику Антона Корбайна, которая является нетривиальным дополнением к альбому, в котором Гор, Гаан и Флетч вдохновлены так, как они были (по крайней мере) со времен ULTRA.

Spirit COLUMBIA-MUTE, 2017

Расставшись с Беном Хиллером, продюсером своих последних трех альбомов, трио приступило к столь необходимой операции по перекраске с королем Мидасом Джеймсом Фордом, и замена за пультом управления не принесла никаких революций, но придала испытанной смеси несколько новых нюансов и намек на современность. Лирика также современна, под знаменем горьких размышлений о нынешнем обществе, которые хорошо сочетаются с теневой электроникой, но также и с нарочитостью двенадцати эпизодов, где мелодии и ритмы, несомненно, вызывающие и захватывающие, а не предсказуемые или искусственно "рыночные". Из пятидесяти минут SPIRIT - нет. Из 50 минут SPIRIT, №5 в Великобритании и США, вырывается много соула: соула (в "черном" смысле этого термина, хотя и пересмотренного и исправленного), который завораживает своими бархатистыми и гипнотическими атмосферами, своими довольно сухими структурами, содержательной добротностью песен, среди которых следует упомянуть стартовый сингл Where's The Revolution (до сих пор игнорируемый чартами) и обволакивающие баллады No More (This Is The Last Time) и Cover Me, последняя из которых отличается магнитной инструментальной кодой. Одним словом, Depeche Mode всегда были "в ударе", совсем не склонны почивать на лаврах и снова авторитетны; публика устроила бы им не столь бурные овации, как обычно, но альбом, тем не менее, является достойным прощанием с бедным Энди Флетчером, которого в мае 2022 года внезапно оборвала сосудистая болезнь.

Depeche Mode

Memento Mori

SONY

Возможно, он был задуман и написан до внезапного ухода Энди Флетчера из этого мира, но трудно не увидеть в этом 15-м альбоме Depeche Mode своего рода реквием по ушедшему другу. Слишком много, на самом деле, ссылок (прямо из названия) на мрачного жнеца, на умирающих ангелов, на любимых, которых мы снова увидим "по ту сторону". Как никогда очевидна отсылка к бергмановской "шахматной партии со смертью" в клипе Антона Корбайна на первый сингл Ghosts Again. Песня, которую вы уже слышали десятки раз к тому времени, как прочтете эти строки, и которая является чудом меланхоличной поп-музыки, по стандартам DM с середины или начала 90-х. Ghosts Again, кстати, представляет две (из трех) новинок на этом альбоме: она является результатом сотрудничества Мартина Гора с Ричардом Батлером из Psychedelic Furs (как и три других трека); и в ней используется струнный (мини-) оркестр под руководством Давида Росси из Турина, чей вклад в полной мере проявился на Don't Say You Love Me (напоминает "You Only Live Twice" Джона Барри из Soft Cell), Soul With Me (баллада в стиле Last Shadow Puppets) и Speak To Me (где Гаан раскрывает своего внутреннего Скотта Уокера). Третье новшество - присутствие в качестве сопродюсера вместе с подтвержденным Джеймсом Фордом Марты Салоньи, которая не только микшировала треки, но и работала над аранжировками, текстурами и атмосферой: по сути, те же задачи выполнял Алан Уайлдер до своего ухода в 1995 году. Однако это не только меланхолия и оркестровые поп-песни: более типично электронные Depeche всегда за углом, где Never Let Me Go танцевальная, People Are Good с крафтверковскими синтезаторными линиями, а мрачная My Favourite Stranger будет зажигать на концертах. Гаан и Гор по-прежнему живы и креативны, несмотря на свой преклонный возраст и постигшую их драму. Флетч, где бы он ни был, может только гордиться ими.