Вокруг причин, отчего впервые показанный 1 января 1971 года детский телефильм "Удивительный мальчик" затем 40 лет пылился на полке, сломано немало копий. Хотя мне это не так уж интересно. Зато ясно одно: возможности посмотреть режиссёрский дебют Александра Орлова в юные годы (чтоб на себе ощутить, как этот странноватый фильм воспринимался советскими детьми) у меня не было никакой. Остаётся судить как есть - с высоты прожитых лет. Но об этом, как и о фантастической составляющей, в следующий раз.
Начну же с некоторых малоизвестных фактов, что всплыли, пока я собирал материал для публикации. Оказывается, Орлов в одном интервью утверждал, что киноначальство ему всучило ужасный сценарий, сказав: "Делай это или ничего! ", а он уже размахнулся в меру таланта. История при этом умалчивает, как съёмочная группа очутилась в Латвии, а именно в Риге да на Рижском взморье близ Юрмалы. Может для экспериментов эти места подходили больше, правда, изображать некое капиталистическое государство прибалтийским городам тоже было не в первой.
Опыт работы с детьми у режиссёра отсутствовал как класс и может поэтому на две главные роли пригласили заведомо актёрских детей - в надежде, что помогут гены. Так или иначе, но загадочно апатичного мальчика сыграл никто иной как семилетний сын Натальи Голубенцевой (это её голосом говорит заяц Степашка) Никита. Он же по совместительству приходился внуком известной уже тогда актрисы театра Сатиры Нины Архиповой. Получилось вполне деревянно - для малолетнего андроида пойдёт (в качестве Буратино уже нет). Больше в кинематографе он с тех пор замечен не был и актёрская династия, похоже, прервалась.
Сыграть же его подружку по имени Лона, за которую очень мило спела Алла Пугачёва, взяли Зане Лиелдиджу - десятилетнюю дочь известного латышского киноактёра Улдиса Лиелдиджса (мне он в первую очередь знаком как профессор Лебедев в фильме "Через тернии к звёздам"). Получилось достаточно органично.
Однако влияние мамы-балерины сказалось больше: уже в время съёмок девочка училась в хореографическом училище, окончив которое, в итоге стала одной из ведущих солисток Рижского театра оперы и балета, а после ухода на пенсию в 1997 году продолжила там работать уже в качестве педагога.
Впрочем, ещё только-только увидев Зане в фильме, я заподозрил, что она не иначе, как из танцующих.
Напоследок отмечу, что исполнить нечто наподобие пролога и эпилога, а проще говоря, открывать и закрывать фильм - под закадровое пение той же молоденькой Пугачёвой - режиссёр не пожелал доверить никому кроме собственной красавицы-жены, тоже Аллы, но Будницкой. Почему бы и нет?
Пока без оценки
(с) Albert Magnus специально для kin0guru